Структура переходной экономики

В любой стране, осуществляющей рыночные преобразования, переходная экономика базируется на разных типах и формах собственности. В том смысле, что если нет этих форм, то они возникнут. Ведь в самых развитых странах Европы и мира экономика давно многоукладная (уклад – это форма хозяйствования, базирующаяся на определенной форме собственности). В США, Германии, Франции, Великобритании и многих других цивилизованных странах есть государственный сектор экономики (в отдельных странах, например во Франции, значительный), крупные частные фирмы, кооперативный сектор, мелкие и средние предприятия, развито предпринимательство.

В переходной экономике определенное развитие получают смешанные формы производства: государственно-частные предприятия, государственно-акционерные предприятия, смешанные предприятия национального и иностранного капитала и т.д.

В условиях командно-административной системы господствовал государственный монополизм. Он проявлялся прежде всего в том, что в руках государства были все ресурсы: финансы, техника, рабочая сила. Предприятия рвались к ним, но кто–то получал все, а кто-то самую малость. Но и тот, кто был ближе к ресурсам и получил их, в условиях отсутствия конкуренции не был заинтересован в их эффективном использовании. В стране процветала расточительная экономика, последствия которой сказываются и теперь. Поэтому в хозяйствах и на предприятиях должна быть установлена конкурентная среда. И не важно, как будут называться субъекты хозяйствования, а важно то, что они должны стать собственниками используемых ресурсов, а также производимой продукции и всем этим самостоятельно распоряжаться.

Республика Беларусь весьма заинтересована в развитии предпринимательской деятельности. Именно предприниматели в условиях расширения рыночных отношений способны создать капитал и на этой основе новые рабочие места, что может дать мощный толчок в развитии экономики страны. Однако при одном условии, если накапливаемый капитал будет направляться не на рост богатства (строительство коттеджей, квартир, покупку шикарных автомобилей, гаражей и т.д.), а в реальную экономику. К сожалению, на первом этапе своего становления (в начале 90-х годов) предпринимательский сектор мало заботился о производстве. А теперь, когда ошибка осознана и власти начинают изменять свое отношение к предпринимательству, ощущается острый дефицит капитала.

В начале XXI столетия, когда экономическая политика правительства Беларуси окончательно определилась на развитие частного сектора, в том числе и предпринимательства, формирование рыночных форм хозяйствования, следует руководствоваться следующим организационно-экономическим принципом: экономической целесообразности, т.е. недопущение спада производства, а, напротив обеспечение его роста. Нельзя все разрушать. Надо использовать все позитивное, что принадлежало предыдущей системе; при выборе форм собственности и хозяйствования необходимо учитывать менталитет нации, местные условия, наличие и уровень квалификации рабочей силы; необходимо тщательно определять приоритеты. Есть опасность, что некоторые из них могут оказаться бесперспективными; необходимо обеспечить постепенный переход от одних форм предпринимательской деятельности к другим, от менее развитых форм собственности к более развитым; наконец, нельзя забывать о добровольности при выборе форм хозяйствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: