Взаимосвязь проф интереса со склонностью к педагогической деятельности

Претворение в жизнь основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы [1], а также новых правил приема в вузы требуют глубокого изучения соотношения профессионального интереса и склонности к соответствующей деятельности. Однако изучение этих двух психологических понятий во взаимосвязи не нашло достаточного разрешения в исследованиях психологов. В ряде психологических работ ([2], [4], [8], [13]) профессиональный интерес рассматривается без анализа соответствующей склонности, что, на наш взгляд, не дает возможности определить главную детерминанту его возникновения и дальнейшего развития. В основном авторы рассматривают внешние воздействия при формировании профессионального интереса и в меньшей степени изучают внутренние условия его развития.

Методологической основой при исследовании профессионального интереса является ленинская теория отражения, нашедшая свое дальнейшее развитие в работах советских психологов. В качестве отражаемого выступает внешняя среда, которая воздействует на личность лишь опосредствованно, через внутренние условия [12]. Поэтому основная задача заключается в раскрытии этих внутренних психологических условий.

С.Л. Рубинштейн писал: «Интерес порождает склонность или переходит в нее» [12; 63]. Он предполагал и возможность противоречия между склонностью и соответствующим интересом. В дальнейшем эти вопросы находили свое отражение и у других исследователей. Однако надо отметить разноречивость высказываний некоторых авторов о соотношении интереса и соответствующей склонности. Одни отмечают, что интерес предшествует развитию склонности, другие указывают, что склонность способствует развитию соответствующего интереса.

Если рассматривать интерес и склонность вообще, вне связи с профессией, то, по-видимому, можно согласиться с точкой зрения тех авторов, кто рассматривает интерес как предпосылку развития склонности. Например, интерес ребенка в детские годы к машинам может перерасти в дальнейшем в склонность к технике. Если же рассматривать соотношение профессиональной деятельности в частности к педагогической, то здесь, на наш взгляд, первичным выступает склонность, которая является необходимым — внутренним — условием для формирования профессионального интереса к этой деятельности. На сегодня является общепризнанным, что для работы педагогом необходимо иметь призвание, которое до начала профессиональной деятельности осознается человеком как склонность к этой деятельности.

Многолетние наблюдения за школьниками, занимающимися спортом, показывают, что одна и та же социальная ситуация развития (занятия в спортивной школе в течение нескольких лет) на одних оказывает воздействие и у них формируется профессиональный интерес к деятельности тренера, на других — нет и они не связывают свою жизнь с тренерской работой. Аналогичное наблюдается у студентов физкультурного вуза. Можно предположить, что склонность к педагогической деятельности является необходимой предпосылкой для формирования профессионального интереса к соответствующей деятельности. Это и стало гипотезой нашего экспериментального исследования.

Склонность к педагогической деятельности существует как объективная реальность (не всегда осознаваемая субъектом), характеризующая наличие определенных знаний, умений и навыков, находящихся в единстве с соответствующими способностями. Психологическую основу такой склонности составляет устойчивая потребность субъекта к обучению и воспитанию других людей, сформировавшаяся в процессе социального опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: