ПР-т «психология спорта»,методы и проблемы психологии спорта

Психология спорта — это область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления самых различных психологических механизмов в спортивной деятельности.

Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. Она призвана обеспечивать эффективность деятельности спортсменов, тренеров и других специалистов спорта. В современном спорте психологический компонент нередко имеет решающее значение для достижения намеченных целей как во время тренировок, так и в ходе соревновательной борьбы. Поэтому сегодня психологическая компетентность тренера, спортсмена признается одной из важнейших составляющих их профессионального мастерства.

Сущность проблем, которые призвана решать психология спорта, определяет ее прикладное значение, прямую связь с практическими задачами спортивной деятельности.

Психология спорта – это наука, исследующая специфический вид деятельности человека – спорт. Соответственно предметом психологии спорта является человек, сознательно занимающийся спортивной деятельностью с целью достижения наивысшего спортивного результата.

Эти цели достигаются в процессе решения следующих задач (См.: Психология: учебник для ИФК/под ред. В.М. Мельникова. – М., 1987.):

1) изучения влияния спортивной деятельности на психику спортсмена (психологический анализ соревнований, выявление характера влияния соревнований на разных спортсменов, определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена, определение совокупности психических и психологических качеств, свойств, процессов и состояний, которые необходимы спортсмену для успешного выступления на соревнованиях; психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта, способствующих формированию требуемых психологических качеств);

2) разработки психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки (психологическое обоснование существующих и поиск новых форм, методов и средств спортивной тренировки, определение путей максимального использования возможностей организма спортсмена в процессе развития психических функций, разработка методов психологического описания отдельных видов спорта – психограмм, психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата спортивной команды; подготовка научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявление психологических факторов, сближающих условия тренировок с условиями соревнований);

3) разработки психологических основ для подготовки спортсмена к соревнованиям (изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов, приемов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности, исследование состояния психики в предсоревновательных и соревновательных условиях и разработка методов, приемов, которые позволяют купировать неблагоприятные психические состояния; развитие психопрофилактики с выявлением приемов, способов и путей психологической подготовки спортсмена для повышения его устойчивости к психотравмирующим воздействиям);

4) разработки психологических условий гуманизации спортивной деятельности (определение психологических закономерностей, необходимых для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности – спортивная среда», выявление психологических проблем спортивной ориентации; изучение индивидуальных свойств личности спортсмена и его психических состояний, установление закономерностей динамики психических состояний в различных условиях спортивной деятельности; определение структуры мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой деятельности в процессе спортивного совершенствования);

5) изучения социально-психологических явлений в спортивном коллективе (выявление истоков и механизмов формирования внутригрупповых феноменов, разработка способов и методов управления этими феноменами с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах; определение закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработка критериев психологической совместимости спортсменов; выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов, определение роли личности тренера и влияния стиля руководства на успехи команды, разработка методов укрепления авторитета тренера и капитана спортивной команды).

Сущность проблем, которые призвана решать психология спорта, определяет ее прикладное значение, прямую связь с практическими задачами спортивной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: