В 1995 году по заказу Инкомбанка специалистами Психологического Агентства Рекламных Исследований (ПАРИ) была предпринята попытка разработки специальной методики для проведения психологической экспертизы наружной рекламы. На первом этапе исследование проводилось по принципу разработки психометрических шкал экспертных оценок рекламных щитов и др. с дальнейшим проведением факторного анализа. Затем исследование проводилось методом прямого шкалирования и ранжирования оцениваемых параметров. Экспертной группе предлагались видеозаписи и фотографии рекламных объектов (щитов, оформления фасадов фирм, указателей направления движения к офисам и др.). Затем проводилась оценка рекламных объектов на местности. Анализ предварительных результатов показал:
1. Разнообразие вариантов наружной рекламы (в экспериментах при сравнении весовых значений оцениваемых параметров) дает значительный разброс экспертных оценок, превышающий допустимые дисперсионные значения.
2. Весовые значения выделяемых параметров оказываются существенно различными в зависимости от конкретных характеристик того или иного объекта, что не позволяет использовать их в качестве универсального критерия.
|
|
3. Полученные значимые параметры часто оказываются несоизмеримыми по своим характеристикам. Их прямое сравнение (выделение наиболее и наименее значимых) приводит к ситуации, аналогичной сравнению «килограммов с километрами».
4. Восприятие наблюдателем рекламных объектов может осуществляться лишь в шкалах низкого уровня (порядковых, ранговых), к которым применимы методы непараметрической статистики. Поэтому наиболее удобным вариантом шкалирования психологической эффективности объектов наружной рекламы оказался принцип ранжирования объектов по параметрам, которые имеют «универсальное значение», то есть выделены на основе длительных общепсихологических и инженерно-психологических исследований и опубликованы в литературе в виде специальных таблиц. В ряде случаев такие параметры должны оцениваться экспертами по каждому объекту в отдельности (см. методику). С помощью специальных лабораторных исследований определялись также требования к оцениваемым объектам, которые отсутствуют в общедоступной литературе. Они были включены в таблицу оцениваемых параметров (например, соотношение эмблемы и текста, наиболее различимое расстояние между словами текста, набранными различными (по высоте, ширине штриха и др.) шрифтами. Такой подход позволяет говорить о характеристиках так называемого «идеального» рекламного объекта, который на практике не всегда удается создать в силу целого ряда обстоятельств (особенностей местности, финансовых возможностей заказчика и др.), но который должен соответствовать всем выделяемым исследователями признакам. Это означает, что каждый оцениваемый рекламный объект (допустим, рекламный щит) в идеале должен в равной степени соответствовать всем сформулированным требованиям. То есть рассматриваемые параметры теоретически считаются обязательными для любого объекта и равнозначными по своим характеристикам.
|
|
На последнем этапе разработки методики эксперты оценивали уже не сами объекты, а выделенные параметры, отбрасывая те, которые оказывались несущественными для выявления критериев «идеального» для восприятия рекламного объекта. В результате были выделены 24 параметра, которые распределились в 8 групп (по три в группе). Каждый из них оценивался по условной шкале от 0 до 1, и полученное значение определяло «вес» параметра в ранговой шкале. Таким образом, оцениваемый объект теоретически должен был набрать максимальное количество баллов, а именно (см. методику) - 24 балла. Наличие или отсутствие значимых параметров позволяет сравнить рекламные объекты, определяя их место среди других аналогичных, но не тождественных по своим характеристикам. Измеряемые параметры группируются следующим образом:
1. Содержание рекламного сообщения.
2. Характеристики знака.
3. Характеристики слова.
4. Композиционные характеристики текста.
5. Характеристики места расположения щита.
6. «Аудитория» щита.
7. Характеристики щита по принципу «фигура и фон».
8. «Аттрактивность» и безопасность щита.
Параметры методики психологической экспертизы рекламных щитов были определены следующим образом:
1. Возможность прочтения, понимания, запоминания рекламного сообщения (изображения и текста) при тахистоскопическом предъявлении фотографии оцениваемого объекта.
2. Характер и содержание рекламного сообщения: личная выгода покупателя/клиента, уникальное торговое предложение (УТЛ), напоминание о фирме, товаре, услуге.
3. Количество элементов рекламного сообщения (количество образов: слов, шрифтов, рисунков, символов, цветовых пятен и др.).
4. Отношение высоты знака (буквы) к ее ширине.
5. Ширина штриха по отношению к высоте знака (буквы).
6. Расстояние между знаками (буквами).
7. Расстояние между словами (по горизонтали).
8. Расстояние между строками текста (по вертикали).
9. Соотношение высоты слов с размером текста.
10. Соотношение размеров эмблемы и текста.
11. Горизонтальное или вертикальное расположение букв на щите (вывеске, плакате, указателе и др.).
12. Степень контраста между фигурой (текстом, эмблемой, рисунком и др.) и фоном.
13. Отношение отчетливо просматриваемой площади восприятия щита к теоретически вычисляемой. N' (м) = 2,5 х N (мм).
14. Угол установки плоскости щита по отношению к направлению автомобильного или пешеходного движения.
15. Высота расположения щита над уровнем земли (в метрах).
16. Количество проезжающего в пределах отчетливой видимости щита автотранспорта (определяется на основе видеозаписи с фиксированной экспозицией).
Количество пешеходов в пределах отчетливой видимости щита (определяется на основе видеозаписи с фиксированной экспозицией). «Работа» щита в ночное время.
Эстетическое соответствие щита окружающему фону (местности, зданию и пр.). Выделяемость щита (фигуры) на фоне конкурирующей рекламы. Выделяемость щита (фигуры) на фоне окружающей местности. Наличие факторов, ограничивающих скорость автотранспорта (светофоров, постов ГАИ, частых автомобильных пробок и т. д.) в местах, находящихся в области восприятия щита. Наличие в области восприятия рекламного щита мест скопления людей (автобусные и др. остановки, киоски, пешеходные переходы, исторические и др. достопримечательности и т. д.).
|
|
Безопасность щита для движения пешеходов и автотранспорта. Каждый оцениваемый рекламный объект в этом случае получал свой «психологический профиль», который сравнивался с «идеальным». После чего определялось место рекламного объекта в ранговой шкале. Таким образом, разработанная методика может быть применена для определения и оценки мест размещения рекламных щитов, для выбора наиболее эффективных вариантов наружной рекламы.
При использовании данной методики анализ психологической эффективности наружной рекламы дает возможность оценить объем информации, перерабатываемой наблюдателем. Здесь ставится задача напомнить о компании, товаре, услуге, привлечь внимание, вызвать положительные эмоции, заинтересовать личной выгодой, максимально облегчить понимание и запоминание информации. В ряде случаев в методику вводились параметры оценки характеристик социальной эффективности наружной рекламы (Лебедев А. И.,2004).