Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Методы конкуренции:
- экономические
- неэкономические.
Неэкономические:
а) силовые методы конкурентной борьбы: лишение конкурента сырья, рынков сбыта, кредитов, скупка патентов, сбивание цен и т.д.;
б) методы прямого насилия: поджоги, взрывы, шпио-наж и т.д.
Экономические методы включают 2 подхода:
1.Ценовая конкуренция – соперничество предприни-мателей за извлечение дополнительной прибыли на основе уменьшения издержек на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
2.Неценовая конкуренция: а) придание продукции качественно новых свойств; б) изменение свойств продукции; в) создание новой продукции для удовлетво-рения тех же потребностей; г) создание новой продукции для удовлетворения потребностей, не существующих ранее; д) обновление свойств товара, являющегося символом моды, престижа, е) совершенствование услуг, сопутствующих товару (демонстрация, установка, гарантийный ремонт).
|
|
Типы конкурентов и их характеристика.
Конкуренты соперничают за достижение монополь-ного положения, они вынуждены вести взаимную борьбу не имея шансов на успех. Но они не могут прекратить борьбу, так как они немедленно будут уничтожены соперниками.
В соответствии с ролевой функцией, которую осуще-ствляет фирма можно выделить следующие типы конкурентов:
1) Лидеры, имеют 40% долю на рынке;
2) Претенденты на лидерство (30%);
3) ведомые (20%), он не вступает в конкуренцию с первым и вторым;
4) Новички (10%), этот тип занят поиском ниш на рынке и закреплением в них.
В соответствии с содержательной ф-ей фирмы выделяются след.типы конкурентов:
1) Крупные высокоустойчивые компании, осуществ-ляющие массовое производство – Виоленты;
2) Специализированные компании, добиваются успеха только в рамках своих ниш – Патиенты;
3) Мелкие и средние фирмы, осуществляют экспери-ментальное производство, благодаря чему опережают соперников в инновациях – экспперенты;
4) Мелкие универсальные фирмы;