Лекция 5. Особенности художественного текста

Одной из основных особенностей худ. текста является наличие в нем лирического героя. Пользуясь выражениям Виктора Владимировича Виноградова, можно сказать, что в произведении всегда есть образ автора, который и создает внутреннее единство текста. В отличие от логического, худ. текст не может быть объективным, лишенным авторской позиции, авторского отношения к героям и событиям, авторской интонации. При этом, разумеется нельзя смешивать образ автора с образом рассказчика, от лица которого ведется повествование. У одного и того же писателя могут быть произведения, написанные от лица мужчины и от лица женщины, в одном случае рассказчик может быть негодяем, а в другом- воплощением добродетели. Однако даже в тех случаях когда повествование ведется от лица одного из персонажей, за спиной у него всегда стоит автор со своим отношением к персонажам и к происходящему, автор ведущий опосредованный разговор с читателями. И зачастую этот скрытый разговор в худ. произведении оказывается важнее описываемых событий.

Худ. тексты отличаются от логических и своим структурным разнообразием. Если в логическом тексте информация подается последовательно, то в худ. произведении могут чередоваться эпизоды, относящиеся к разным сюжетным линиям, могут смещаться и даже смешиваться разные хронологические и логические планы, появляются так называемые ретроспективные эпизоды. Прочитанное ранее может переосмысливаться после получения новой информации. Автор может сознательно утаивать часть информации до определенного момента, сознательно создавать некоторую двусмысленность. Все это служит созданию у читателя нужного настроения, помогает автору подготовить читателя к восприятию дальнейших событий как чего-то ожидаемого или наоборот, неожиданного.

Структуру худ. произведения часто называют композицией. Композиция- это взаимодействие разнородных элементов, или, иначе, компонентов лит. произведения. По сути дела композиция- это способ организации текста. При этом можно говорить о внешней организации произв. (деление на главы, части, явления, акты), а можно о структуре худ содержания, о внутренней основе. (т.е. внутр. композиции). Единицей же композиции является такой элемент, такой «отрезок» произведения, в пределах которого сохраняется одна определенная форма - например, динамическое повествование, описание, характеристика, диалог, реплика, монолог или так называемый внутренний монолог, письмо персонажа и т.д.

Любое лит. произв. состоит из ряда самостоятельных компонентов, каждый из которых принадлежит к одной из названных форм. Простейшие компоненты произв. объединяются в более сложные. На протяжении каждого отрезка - компонента сохраняется один ракурс, выдерживается определенная точка зрения- автора, персонажа, стороннего наблюдателя.

В худ. тексте целое не может быть механически выведено из суммы частей. Правильно перевести каждый компонент еще не значит правильно перевести текст в целом.

Следующая особенность худ. текста состоит в том, что, в отличие от научных статей или технических описаний, он обычно характеризуется высокой степенью национально- культурной и временной обусловленности. Независимо стремится автор к этому или нет худ. текст всегда отражает особенности того народа, представителем которого является автор и на языке которого он пишет, и того времени в котором он живет.

Упомянутые в тексте реалии также неоднородны. Они могут там появляться по воле автора и как бы без ведома автора. Так, например, когда А.И.Куприн в своей повести «Суламифь» говорит о приставниках, телохранителях, рабах и т.д., он делает это сознательно, чтобы погрузить русскоязычного читателя в атмосферу восточного царства. (В России того времени стражу и охрану не называли телохранителями, а слуг - рабами.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: