Политика колонизаторов а области культуры и просвещения

Жестоко эксплуатируя народные массы Индии, английские колонизаторы обрекали их на темноту и невежество, выступали как душители национальной культуры.

Народы Индии обладали замечательными, созданными на протяжении многих тысячелетий культурными ценностями. Среди индийского населения сравнительно широкое распростра­нение получила грамотность. В наиболее развитых районах (Бенгалия) много грамотных было и среди крестьян. Выше приводилось цитируемое К. Марксом описание индийской об­щины, где упоминается об общинном школьном учителе, кото­рого можно видеть в селе обучающим детей чтению и письму на песке. Характерно, что основные положения так называемой системы взаимного обучения Белля — Ланкастера, получившей в начале XIX в. большое распространение в Англии и других европейских странах, были заимствованы в Индии.

Колонизаторы высокомерно отвергали наследие индийской культуры. Известный английский историк Маколей, возглавляв­ший в 30-х годах ведомство просвещения при генерал-губерна­торе Индии, цинично заявлял: «Одна полка английских книг стоит больше, чем вся туземная литература Индии и Аравии, вместе взятых». В 1835 г. Маколеем была проведена в Индии так называемая реформа образования. Он сам следующим образом сформулировал ее цель: «Нечего пытаться просвещать народные массы. Но мы должны приложить все усилия, чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами индийцев под их властью, — прослойку индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, морали и складу ума».

Было открыто небольшое число средних школ с английской программой обучения, в которых учились выходцы из богатых индийских семей. Расходы на народное просвещение были ми­зерными. Они составляли менее половины процента бюджета

британской колониальной администрации. Англичане старались поставить под свой контроль и традиционные начальные шко­лы, в которых обучение велось на индийских языках. Многие школы создавались и контролировались христианскими мисси­онерами. В дальнейшем английские власти открыли первые университеты в Калькутте, Бомбее и Мадрасе, где преподава­ние велось английскими профессорами на английском языке.

Подавляющее большинство населения было лишено возмож­ности получить хотя бы самое элементарное образование. В ре­зультате английской политики к моменту ухода англичан из-Индии 80% населения было неграмотным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: