Ближний и Средний Восток (без арабских стран)

В послеоктябрьскую эпоху советские туркологи, иранисты, аф-ганисты сосредоточили свое внимание на изучении наиболее ак­туальных, ключевых проблем новой истории, которое подводи­ло бы к объяснению причин крупнейших социально-политиче­ских сдвигов на современном Ближнем и Среднем Востоке. Одной из главных тем было исследование социально-экономиче­ского базиса, особенностей феодальной формации у народов Турции, Ирана, Афганистана и генезиса в ее недрах капитали­стических отношений со всеми вытекающими отсюда политиче­скими последствиями. Феодальные отношения в Иране в пер­вый период нового времени изучал И. П. Петрушевский; осо­бенностями афганского феодализма и становления афганской государственности много занимался И. М. Рейснер (моногра­фия «Развитие феодализма и образование государства у афган­цев», 1954, и другие труды), а впоследствии также Ю. В. Ган-ковский («Империя Дуррани. Очерки административной и воен­ной системы», 1958); аграрным отношениям в Османской им­перии и ее экономике в условиях полуколониального режима посвящены труды А. Д. Новичева.

Другая ведущая тема в советской историографии новой ис­тории Ближнего и Среднего Востока — массовые движения про­тив феодально-абсолютистского, национального и колониального гнета. Ценные изыскания проведены в изучении бабидского; движения (М. С. Иванов, «Бабидское восстание в Иране 1848 —: 1852 гг.», 1939), борьбы афганского народа против британской колониальной экспансии (Н. А. Халфин, «Провал британской; агрессии в Афганистане. XIX в.— начало XX в.», 1959).

Особое внимание уделялось эпохе пробуждения Азии, в изу­чении которой на материалах отдельных стран достигнуты фун­даментальные результаты (работы М. С. Иванова, Н. К. Беловой и других авторов об иранской революции 1905—1911 гг.; А. Ф. Миллера, Ю. А. Петросяна, В. И. Шпильковой и других исследователей о младотурецкой революции).

По степени разработки проблем освободительных движений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время совет­ская историография занимает ведущее место в мировой восто­коведной науке.

Серьезные усилия были предприняты советскими востоко­ведами по изучению ведущих идеологических течений в странах Ближнего и Среднего Востока в новое время. Здесь особенно важно было преодолеть груз идеалистических воззрений бур­жуазной науки. Вышли обстоятельные и хорошо аргументиро­ванные марксистские труды, в которых разрабатывались про­блемы панисламизма (М. В. Малюковский, О. В. Богушевич и др.), османизма, пантюркизма и турецкого национализма

(А. Ф. Миллер, Ю. А. Петросян, Э. Ю. Гасанова), мусульман­ских течений в общественной мысли Ирана и Афганистана (А. А. Семенов, Е. А. Беляев, А. М. Аршаруни).

В советское время продолжалась разработка и традицион­ных тем, унаследованных от дореволюционного востоковеде­ния.

Во всеоружии марксистско-ленинской методологии и на новой, исключительно богатой документальной базе (благода­ря введению в научный оборот недоступных прежде для иссле­дователей документов внешнеполитического и военного ведом­ства царской России, а также западных держав) изучались дипломатическая и военно-политическая история соседних стран Западной Азии, их отношения с Россией. В этой связи следует назвать труды Б. М. Данцига «Ближний Восток в русской науке и литературе (дооктябрьский период)» (1973); Д. Д. Джалиле «Восстание курдов 1880 года» (1966); М. С. Лазарева «Курд­ский вопрос (1891—1917)» (1972); Е. Ф. Лудшувейта «Турция в годы первой мировой войны 1914—1918 гг.» (1966); Н. А. Смирнова «Россия и Турция в XVI—XVII вв.» (в двух томах, 1946) и др. Важное место в исследованиях советских ис­ториков (А. Ф. Миллера, А. С. Аветяна, Ю. А. Боева,. Г. Л. Бондаревского, И. С. Галкина, А. С. Ерусалимского, A. С. Силина и др.) заняло изучение колониальной политики европейских империалистических держав на Ближнем и Среднем Востоке.

Успешная разработка советскими историками-востоковеда­ми перечисленных наиболее важных и актуальных проблем по­зволила им создать общую марксистско-ленинскую концепцию всего исторического процесса основных стран Ближнего и Сред­него Востока в новое время, особенно с конца XVIII в. В отно­шении Османской империи это сделали А. Ф. Миллер и А. Д. Но-вичев, в отношении Ирана — М. С. Иванов и И. М. Рейснер,. в отношении Афганистана — И. М. Рейснер, В. М. Массой, B. А. Ромодин. Ими опубликованы капитальные монографии, в которых систематизированы основные факты гражданской и социальной истории указанных стран в эпоху новой истории. Таковы уже упоминавшаяся книга И. М. Рейснера, фундамен­тальная монография А. Ф. Миллера «Мустафа-паша Байрак-тар. Оттоманская империя в начале XIX в.» (1947) и его обоб­щающие труды по истории Турции, три книги А. Д. Новичева, охватывающие историю Турции с 1792 по 1875 г. (1968, 1973, 1978), «Очерки новой истории Ирана (XIX — начало XX в.)» (1978) Б. П. Балояна, «Очерк истории Ирана» (1952) М.С.Ива­нова, книга В. М. Массона и В. А. Ромодина «История Афга­нистана» (1964—1965), второй том которой посвящен новому времени. В 1977 г. был опубликован коллективный труд «Исто­рия Ирана». Большое место в нем занимают проблемы новой истории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: