Раздел 5. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. В учебном процессе дисциплины «Финансы» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий. При освоении дисциплины предусмотрено чтение лекций с применением презентаций в Power Point. Предусмотрено также выполнение практических заданий на заданную тему, выдача заданий для выполнения домашних работ, проведение компьютерного тестирования, деловые игры.

Таблица 5.1

Интерактивные образовательные технологии,
используемые на аудиторных практических занятиях

Наименование разделов, тем Используемые образовательные технологии
Тема 1. Роль финансов в рыночной экономике Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение выступлений и эссе: «Сущность финансов и исторические условия их возникновения», «Финансовые отношения, их объекты и субъекты. Фонды денежных средств и их классификация», «Функции финансов. Распределительная функция, оперативная функция, контрольная функция, стимулирующая функция финансов», «Финансовые ресурсы и их значение в расширении производства, удовлетворении социальных потребностей граждан и в целом экономического развития страны», «Финансовые резервы и их значение в сбалансированном развитии экономики». При этом занятие проводится в форме дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем.
Тема 2. Финансовая система государства и её структура. Государственный бюджет РФ Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Финансовая система государства и её отдельные элементы», «Существующие подходы к построению структуры финансовой системы России», «Централизованные и децентрализованные финансы, их состав и основа формирования финансовых потоков», «Институциональная структура финансовой системы: управление финансами», «Финансовый контроль, финансовое посредничество», «Особенности структуры финансовой системы в странах с разным государственным устройством, с различным подходом к управлению экономикой страны». Занятие проводится в интерактивной форме с применением презентаций в Power Point. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме – дискуссии – предлагается использование принципа «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернета; предусматривается моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.
Тема 3. Управление финансами. Финансовая политика и финансовый механизм Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Содержание и основные задачи финансовой политики, решаемые на различных уровнях финансовой системы», «Финансовый механизм как составная часть финансовой политики. Виды финансового механизма в экономиках различного типа», «Типы финансовой политики: классическая, регулирующая и планово-директивная. Основные подходы, реализуемые в каждом из типов, и оценка их эффективности», «Государственная финансовая политика России на современном этапе», «Финансовое планирование и прогнозирование: содержание и значение, основные методы, применяемые на практике (нормативный, коэффициентный, балансовый)». Занятие проводится в форме метода адаптивного обучения. Заявленная цель семинарского занятия может быть достигнута путем выяснения уровня индивидуальной подготовки студентов, выдачи индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам. Здесь каждый студент, получив определенное ролевое задание, активно участвует в учебном процессе. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения «активность всех обучаемых», предполагающего построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. По итогамрассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповых – в форме «представления совместно-индивидуального варианта реализации решения», предусматривающей оценку результатов деятельности: решения обсуждаются, из них выбираются лучшие.
Тема 4. Финансовый контроль Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Финансовый контроль: содержание и значение. Задачи финансового контроля», «Виды, формы и методы финансового контроля и их характеристика», «Государственный финансовый контроль и его специфика. Органы государственного финансового контроля, их законодательная база и полномочия», «Негосударственный финансовый контроль и органы, его осуществляющие», «Организация и значение аудиторской деятельности в рыночной экономике». При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения: «взаимодействие и сотрудничество», предполагающий обязательную организацию совместной деятельности студентов, которая, в свою очередь, означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Тема 5. Государственные и муниципальные финансы Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе«Государственный бюджет как основа формирования финансовых ресурсов в руках органов власти различных уровней», «Бюджетное устройство и бюджетная система РФ», «Структура федерального, территориального и местного бюджетов», «Особенности межбюджетных отношений и бюджетного процесса в РФ», «Государственный кредит и проблемы образования государственного долга». Занятие проводится в форме метода кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент (группа студентов) самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Тема 6. Государственные внебюджетные фонды Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Необходимость и условия образования внебюджетных фондов», «Классификация внебюджетных фондов. Роль внебюджетных фондов в реализации программ социального обеспечения граждан», «Пенсионный фонд Российской Федерации. Организация управления Пенсионным фондом РФ. Источники и порядок формирования бюджета Пенсионного фонда РФ», «Фонд социального страхования Российской Федерации. Порядок формирования средств фонда и основные направления их использования», «Фонды обязательного медицинского страхования. Структура фондов медицинского страхования. Порядок формирования средств фондов и основные направления использования ресурсов». Занятие проводится в форме дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме – дискуссии – предлагается использование принципа «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернета; предусматривается моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы. По итогамрассмотрения каждого из обозначенных вопросов предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповыхв форме «совместно-взаимодействующая», предусматривающей, что из прозвучавших предложений выбираются определенные аспекты групповых решений, на основании которых затем вырабатывается общий для всего коллектива итог.
Тема 7. Финансы организаций: сущность, функции и содержание Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе«Предпринимательство и принципы организации финансов коммерческих организаций. Взаимоотношения предприятий с другими экономическими субъектами», «Финансовые ресурсы и их особенности на стадии создания и функционирования коммерческого предприятия», «Внеоборотные активы и их классификация», «Основной капитал предприятия, его состав и источники финансирования», «Амортизация и способы начисления амортизационных отчислений». Занятие проводится в форме метода адаптивного обучения. Заявленная цель семинарского занятия может быть достигнута путем выяснения уровня индивидуальной подготовки студентов, выдачи индивидуальных заданий для каждого студента по базовым темам. Здесь каждый студент, получив определенное ролевое задание, активно участвует в учебном процессе. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме предлагается использование принципа интерактивного обучения «активность всех обучаемых», предполагающий построение занятий с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. По итогамрассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповых в форме «представления совместно-индивидуального варианта реализации решения», предусматривающей оценку результатов деятельности: - при рассмотрении теоретических и смоделированных вопросов решения обсуждаются, из них выбираются лучшие; - при решении заданных практических задач, обозначенных в практикуме, каждый из студентов отчитывается о проделанной работе индивидуально.
Тема 8. Финансы домохозяйств С применением интерактивных форм обучения раскрываются такие вопросы, как: «Значение населения как участника финансовых отношений в обществе», «Фонды денежных средств, формируемые населением, их целевые характеристики и факторы, воздействующие на их объем и разнообразие», «Доходы населения. Оплата труда как основной источник доходов российского населения», «Расходы населения. Потребительские расходы, их структура, влияние различных факторов на их объемы и разнообразие», «Сбережения населения и их значение для экономики страны. Факторы, влияющие на объемы и формы сбережений». Занятие проводится в форме деловой игры. Деловая играпредставляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого. Деловая игра воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации.
Тема 9. Финансовый рынок. Инструменты финансового рынка Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Виды финансовых активов, являющиеся объектами спроса и предложения на финансовом рынке. Основные сегменты финансового рынка», «Кредитный рынок и его структура. Участники кредитного рынка и особенности реализуемых ими интересов на денежном и капитальном сегментах этого рынка», «Валютный рынок и его функции. Участники валютного рынка и способы использования иностранной валюты. Классификация валютных рынков», «Рынок ценных бумаг, его структура и значение в современной рыночной экономике. Виды ценных бумаг и их классификация», «Страховой рынок. Страхование как форма финансового посредничества. Классификация видов и отраслей страхования», «Кредитная система Российской Федерации: проблемы и решения». По итогамрассмотрения каждого из обозначенных вопросов, предполагается обязательная презентация результатов деятельности студентов – индивидуальных и групповыхв форме «представления совместно-индивидуального варианта реализации решения», предусматривающей оценку результатов деятельности: решения обсуждаются, из них выбираются лучшие.
Тема 10. Финансовая глобализация Семинарское занятие – «круглый стол»: обсуждение эссе «Роль и значение финансов в развитии современного международного сотрудничества», «Развитие финансовых отношений в международном масштабе», «Международные финансовые организации и их влияние на экономическое развитие России и других стран». Занятие проводится в форме дискуссии – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по тематике, предложенной преподавателем. При проведении семинарского занятия в интерактивной форме – дискуссии – предлагается использование принципа «опора на индивидуальный и групповой опыт». Это предполагает использование индивидуальной, парной и групповой работы; используются методы проектов; организуется работа с различными источниками информации, в том числе с документами и ресурсами Интернета; предусматривается моделирование жизненных ситуаций; использование ролевых игр, совместное решение проблемы.



double arrow
Сейчас читают про: