Финансово-правовые основы государственного и муниципального кредита

Отношения, складывающиеся в области государственного кредита, носят государственно-властный характер. Это обусловлено тем, что именно государство в одностороннем порядке устанавливает условия, порядок и сроки осуществляемых им заимствований; самостоятельно определяет требования и условия предоставления государственных гарантий; порядок предоставления кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям; устанавливает механизм управления государственным кредитом, определяет инструменты управления. Таким образом, основным методом правового регулирования государственного кредита является метод властных предписаний, характерный для отрасли финансового права. Данный метод позволяет отграничить финансово-правовую категорию «государственный кредит» от отношений займа и кредита, регулируемых нормами гражданского права.

В настоящее время сложилась достаточная по содержанию и логически обоснованная по структуре система источников правового регулирования государственного и муниципального кредита.

Основу правового регулирования государственного кредита составляют нормы Конституции РФ. Конституционные нормы устанавливают, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (ч. 4 ст. 75). Основной блок норм, связанных с регулированием государственного и муниципального кредита, помимо Конституции РФ нашел отражение в БК РФ, который разграничил понятия «государственный и муниципальный долг» (гл.

2 и «долг иностранных государств перед Российской Федерацией» (гл. 15).

Вопросы государственного кредита аккумулированы в Федеральном законе от 29 июля 1998 г. № 136-Ф3 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», где установлены специальные нормы для этого вида государственных долговых обязательств.

Цели и направления государственной долговой политики ежегодно устанавливаются бюджетными посланиями Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике и федеральными законами о бюджете на очередной финансовый год. Отдельные вопросы долговой стратегии освещаются в краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития государства. Стратегические документы Правительства РФ (концепции развития финансовых рынков, реформирования банковской системы, управления государственным долгом и ряд других) подчеркивают большое значение активизации использования долговых финансовых инструментов как наиболее рыночных в целях достижения оптимальной сбалансированности бюджетной системы и эффективного регулирования макроэкономических процессов и также являются источниками правового регулирования.

Отдельные вопросы, связанные с управлением государственным кредитом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций, урегулированы в многочисленных нормативных документах Министерства финансов РФ и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка, которые явля­ются агентами Правительства РФ по управлению внутренним и внешним долгом соответственно, а также в актах других уполномоченных органов исполнительной власти.

Правовое регулирование государственного кредита субъекта РФ осуществляется, кроме того, в соответствии с законом субъекта РФ о бюджете, а также специально принятыми по этому вопросу актами исполнительных органов власти субъектов РФ.

Правовые основы муниципального кредита определены в Законах об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, об эмиссии и обращении государственных и муниципальных ценных бумаг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: