Финансово-правовые отношения в банковской системе

В финансовом праве отсутствует какой-либо самостоятельный институт, который был бы целиком и полностью посвящен регулированию отношений в банковской системе. Финансово-правовые нормы, регулирующие банковскую деятельность, разбросаны по различным подотраслям и институтам финансового права.

Рассмотрим наиболее важные отношения, возникающие в банковской системе регулируемые финансовым правом.

Начнем с ЦБ РФ. Банк России участвует в следующих отношениях:

осуществляет денежную эмиссию (ст. 75 Конституции РФ). Следует отметить, что в данном случае он действует не от своего имени, а от имени Российской Федерации;

обслуживает счета бюджетов (п. 2 ст. 155 БК РФ). Банк России зачисляет на счета соответствующих бюджетов поступающие доходы, а также списывает средства на осуществление расходов бюджетов. Иными словами, он обеспечивает исполнение бюджетов по доходам и расходам;

обслуживает государственный долг (ст. 119 БК РФ). Центральный банк РФ выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (п. 3 ст. 155 БК РФ), Он совершает операции, связанные с размещением, выплатой доходов и погашением долговых обязательств;

управляет средствами Стабилизационного фонда (ст. 964 БК РФ). Центральный банк РФ осуществляет управление инвестиционным портфелем, сформированным за счет средств Стабилизационного фонда, путем совершения по поручению Министерства финансов РФ сделок с иностранной валютой и долговыми обязательствами иностранных государств на международном финансовом рынке;

разрабатывает совместно с Правительством РФ основные направления денежно­кредитной политики (п. 1 ст. 155 БК РФ). Данный документ используется при составлении, рассмотрении и утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;

уплачивает налоги. Например, ЦБ РФ является плательщиком налога на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ). Здесь он выступает как обычная организация- налогоплательщик;

перечисляет часть прибыли в федеральный бюджет. Статья 26 Закона о Банке России предусматривает направление Центральным банком 50% его прибыли в федеральный бюджет. Однако в 2004 и 2005 гг. действие этой нормы приостанавливалось, и на Банк России возлагалась обязанность перечисления в федеральный бюджет 80% прибыли (ст. 23 Закона о федеральном бюджете на 2005 год).

Видимо, могут быть названы и другие отношения с участием ЦБ РФ, которые составляют предмет регулирования финансового права.

Немаловажную роль в финансово-правовых отношениях играют кредитные организации. Отметим наиболее распространенные финансово-правовые отношения с их участием:

связанные с уплатой, взысканием и перечислением доходов в бюджеты. По сути, здесь кредитные организации выступают в качестве участников расчетных правоотношений. Они обязаны исполнять платежные поручения плательщиков государственных и муниципальных доходов на их перечисление в соответствующие бюджеты. Кроме того, кредитные организации обязаны исполнять инкассовые поручения органов, уполномоченных осуществлять взыскание обязательных платежей. Приняв к исполнению платежные или инкассовые поручения, кредитные организации обязаны осуществить перечисление до нежных средств на счет соответствующего бюджета;

связанные с обслуживанием счетов бюджетов. Выше было сказано, что данной деятельностью занимается, по общему правилу, ЦБ РФ. Однако п. 2 ст. 156 БК РФ допускает выполнение соответствующих функций кредитными организациями в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозмож­ности выполнения ими этих функций;

связанные с предоставлением средств бюджетов на возвратной основе (п. 1 ст. 156

БК РФ). Кредитные организации могут привлекаться для предоставления кредитов за счет средств федерального бюджета, а также обеспечения их возврата. Так, например, операции, связанные с кредитованием сельского хозяйства, осуществляет Российский сельскохозяйственный банк (ст. 67, 68, 93 Закона о федеральном бюджете на 2005 год);

обеспечивающие представление информации в соответствующие государственные органы. Например, согласно ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа;

связанные с организацией ведения кассовых операций организациями. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» банки устанавливают лимиты хранения наличных денег в кассах предприятий, порядок и сроки сдачи наличных денег в обслуживающий банк. Кроме того, банки уполномочены осуществлять проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в организациях;

обеспечивающие обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. Данная обязанность установлена ст. 21 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ3. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» организацию продажи валютной выручки осуществляют уполномоченные банки.

Могут быть названы и иные финансовые правоотношения, участниками которых являются кредитные организации. Однако и из приведенного перечня видно, что их деятельность затрагивает самые различные сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: