Понятие и предмет правового регулирования

Правовое регулирование -форма осуществления функций государства как особого органа управления общими делами общества, а также составляющих его социальных групп (классов, наций, народностей, социальных сообществ и объединений различного рода и назначения). Правовое регулирование является видом социального регулирования и поэтому находится в определенной связи с другими его видами – морально-нравственным, религиозным, идеологическим, корпоративным, эстетическим и другим регулированием жизнедеятельности общества. Наконец, правовое регулирование обеспечивается государством.

В юридической литературе не сложилось единого подхода к понятию «правовое регулирование», что во многом объясняется сложностью и исторической динамикой содержания данного правового явления.

Нередко в теории права правовое регулирование определяется как установление и санкционирование государством норм права, предназначенных для упорядочения общественных отношений, с добавлением к этому каких-либо иных признаков. Например, правовое регулирование общественных отношений определяется как «соответствующая требованиям принципа формального равенства форма упорядочения этих отношений путем официально-властного установления различных общеобязательных правил (норм) поведения людей и их взаимоотношений»[249].

С предложенным определением по смыслу совпадает и встречающееся в законодательных актах указание на источники правового регулирования предмета этих законодательных актов. Так, в прежней редакции п. 1 ст. 1 федерального закона от 22.08.1996г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[250] было прямо указано на то, что «правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Несколько в ином варианте в статье 1 Патентного закона Российской Федерации (в редакции от 07.02.2003г., но утрачивающего силу с 01.01.2008г. в связи с введением в действие части 4 ГК РФ) говорилось, что «настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов». Наконец, в п.1 ст.3 Федеарльного закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» указывается, что настоящий закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют различные субъекты, в частности, российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, индивидуальные предприниматели.

По определению проф. А.Ф.Черданцева, правовое регулирование – это регулирование общественных отношений с помощью норм права и других правовых средств (актов применения, договоров и т.п.)[251]. К ним можно отнести и судебные, административные акты, правовые обычаи и доктрины. Данное определение выходит за пределы собственно правотворчества и охватывает сферу правореализации.

Такой подход представляется наиболее правильным, поскольку не позволяет рассматривать понятия «правовое регулирование» и «правотворчество» в качестве синонимом,т.к. правовое регулирование имеет свои собственные, отличительные признаки.

Признаки правового регулирования, прежде всего, следует назвать его цель, поскольку всякое социальное, в т.ч. и правовое, регулирование предполагает определенную цель, вводится и осуществляется именно для её достижения. Без цели вообще нет регулирования. Цель правового регулирования - реально направляющее упорядочение общественных отношений в виде установления устойчивого и эффективного правопорядка, которое оценивается в теории права как юридическая цель. Но наряду с ней называются еще и социальные цели, ккоторым относят достижение посредством правового регулирования социально-полезных результатов, в первую очередь – создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества.[252] Действительно, право не может существовать ради самого себя (наподобие уже давно не действующих исторических источников права - Салическая правда, Законы Ману, Русская Правда и т.д.). Право «живет» только в обществе и в интересах общества, составляющих его социальных групп, слоев, классов и индивидов. Если право не отвечает таким интересам, оно «умирает», отвергается, становится фикцией, воспоминанием о прошлом.

Общей социальной целью правового регулирования можно считать обеспечение сохранения и устойчивого оптимального развития общества, составляющих его социальных групп и индивидов. Ради этого и существует современное государственное управление делами общества.

Другим признаком правового регулирования является единство правотворческой, правореализующей и правозащитной (правоохранительной) деятельности соответствующих органов и лиц. Без учета правоохранительной деятельности в условиях конфликта регулируемых правом социальных интересов (отношений) невозможно юридическое признание существования реального правового регулирования (права в действии). Неприменение санкции правовой нормы может сделать эту норму недействующей, т.е. фикцией, и само правовое регулирование при этом станет бессильным, т.е. фиктивным. Норма права без применения ее санкции станет подобной моральной, эстетической и т.д. норме и потеряет свою специфику, выраженную в особенности в установленной в ней и применяемой государственными и иными уполномоченными органами и лицами санкции – мере государственного принуждения (юридической ответственности). Без применения мер юридической ответственности правовое регулирование неполно, идеально и, в конечном счете, не является самим собой, не соответствует своему назначению, особенно в современном значительно негативном состоянии человеческого общества (терроризм, коррупция, алчность, лживость и т.д.), которое (состояние) препятствует достижению общей цели человеческого общества – его сохранения и устойчивого оптимального развития.

Следующий признак правового регулирования состоит в том, что оно является не разовыми, случайными актами (действиями) государства в лице его управомоченных на правотворчество и правореализацию органов, самого общества, но постоянно осуществляемой их деятельностью, имеющей целевой функционально-управленческий характер.

Правовое регулирование – это направляющая и закрепляющая деятельность государства в лице его управомоченных органов и должностных лиц, а также общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия, изменения и отмены правовых норм, их последующей реализации в конкретных общественных отношениях, а также применения мер государственного принуждения к правонарушителям для установления и поддержания устойчивого и эффективного правопорядка в целях обеспечения сохранения и устойчивого оптимального развития общества и личности.

Правовое регулирование можно определить и как единство направляющей и закрепляющей правотворческой, правореализующей и правозащитной деятельности государства с участием общества. При этом надо заметить, что данное единство является правовым выражением единства государственной власти, в том числе и в правовом государстве, современная концепция которого к числу его основных признаков относит, наряду с принципом разделения властей, и дополняющий его (с определенным корректированием) принцип единства государственной власти.[253]

В философском аспекте правовое регулирование является юридической формойвыражения и закрепления общей и конкретной меры (степени) свободы жизненного поведения участников общественных отношений, определяемой наличными социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества и нравственным уровнем его членов и институтов.

Определение правового регулирования предполагает выявление его объекта и предмета.

Под объектом в науке понимается то, на что каким-либо образом воздействует субъект (активное, исходное начало). Как уже говорилось, правовое регулирование оказывает управляющее воздействие на общественные отношения. Отсюда следует, что объектом правового регулирования являются общественные отношения, выраженные многообразием их разновидностей: экономических, политических, духовных, социально-культурных, трудовых, экологических и др. отношений.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, но не все, а только обладающие, как отмечено в юридической литературе, определенными качествами: социальной значимостью, сознательно-волевым характером, доступностью для внешнего контроля[254], возможно и другими, например, потенциальной и реальной конфликтностью интересов, и поэтому нуждающиеся в их направляющем упорядочении с помощью права. Такие общественные отношения имеют определенную (видовую) предметность, которая обычно определяется в законодательных актах в их преамбулах и начальных статьях в виде указания на причины, цели, задачи этих актов и предметно-деятельные отношения, регулируемые положениями (нормами) данных актов. Например, в преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999г. №52-ФЗ (с изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[255] указано, что данный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. И в статье 4 этого Закона установлено, что он регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В пункте1 ст. 4 и п.2 ст.2 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006г. №73-ФЗ также установлено, что водное законодательство Российской Федерации регулирует водные отношения по использованию и охране водных объектов. Соответственно и в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001г. №136-ФЗ в качестве предмета его регулирования названы отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), имеющие поэтому свою социальную значимость и целевую нуждаемость в их регулировании.

Правовое регулирование заключается в регулировании как отношений собственно между людьми, их объединениями различного рода и назначения (субъектно-субъектных общественных отношений), так и социально значимых отношений людей непосредственно к материальному миру, природе в процессе их производственной и иной предметно-практической деятельности, в том числе по обмену, распределению и потреблению материальных и духовных благ. Эта предметно-практическая деятельность, выражающая непосредственное воздействие её субъектов на её материальные и иные объекты, опосредует в итоге отношения собственно между людьми и их объединениями (социальными субъектами), т.е. субъектно-субъектные отношения. Такое опосредование проявляется в существовании и правовом регулировании субъектно-объектно-субъектных общественных отношений посредством технико-юридических норм, закрепляемых в технико-юридических актах – стандартах, строительных нормах и правилах, санитарных правилах и нормах, различных методиках, технических условиях и др.

Таким образом, предметом правового регулирования являются определенные по своей социальной значимости и иным критериям общественные отношения, связанные с социальными и юридическими целями правового регулирования.

Предмет правового регулирования подразделяется на отдельные сферы, регулируемые какой-либо одной отраслью права: административные и налоговые отношения, имущественные и личные неимущественные, трудовые, земельные, брачно-семейные, избирательные и др. отношения.

Правовое регулирование в целом и в отраслевом выражении осуществляется определенными способами и на основе определенных принципов, без учета которых понимание правового регулирования будет неполным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: