Методические указания. При подготовке вопросов данного семинарского занятия следует обратить внимание на то, что актуальность исследования феноменов науки и техники в XX-XXI вв

При подготовке вопросов данного семинарского занятия следует обратить внимание на то, что актуальность исследования феноменов науки и техники в XX-XXI вв. связана не только со стремлением человека предугадать и контролировать, а, может быть, и направлять ход существования и развития науки и техники. Она диктуется самой ситуацией кризисной («скачкообразной») динамики развития современного мира и общества и в связи этим обуславливается ростом глобальных проблем техногенной культуры. Среди них особое значение имеют проблемы развития науки и техники метафизического порядка: кризис пределов предметности науки и техническая беспомощность эмпирической проверки знания, определенные пределами самой реальности; вхождение в ситуацию абсолютной ответственности за бытие в целом, способное быть уничтоженным порождением технических достижений; этическая сторона научных изысканий и оптимизация целей исследования, направленных не на истину и благо, а на успешность и выгоду.

Связь науки и техники напрямую не вытекает из метафизических начал (их мы постарались раскрыть в первом семинарском занятии), но, тем не менее человек вынужденно сталкивается со взаимодействием и взаимоопределением данных феноменов друг другом в современности. Это становится возможным лишь в новоевропейской системе рациональности, которая выстраивает понимание мысли (науки) как актуализирующейся воли, направленной к власти над вещами. Техника соответственно становится своеобразным и самым открытым способом овладения.

Связь науки и техники такого рода осуществляет не только мнимую уверенность в возможности достижения абсолютного познания реальности, не только заблуждение в установленном порядке покорения природы, но и череду многочисленных глобальных проблем современного мира. Такой род взаимосвязи утверждается и претворяется через феномены научно-технической революции (НТР) и научно-технического прогресса (НТП), фиксирующие век новаций и инноваций, век, мнимой власти человека над самим собой и бытием. Как долго будет продолжаться эта иллюзия? Будет ли способен человек переосмыслить настоящие пределы феноменов науки и техники и вдохнуть, таким образом, в них новую жизнь? Будет ли способен отказаться от власти и комфорта, порождающих все новые проблемы развития общества и культуры, взять на себя ответственность за мир в целом? Таковы непростые и предельные вопросы, на которые предстоит ответить в рамках изучения курса «Философские проблемы науки и техники».

Коллоквиум (круг вопросов для итогового обсуждения или письменной контрольно-творческой работы):

1. Необходимость использования философского подхода к исследованию науки и техники.

2. Вопрос о «начале» науки и техники.

3. Выражение власти через феномены науки и техники.

4. Глобальные проблемы, порожденные культом рациональности и технологичности.

5. Этический принцип в границах техногенной культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: