double arrow

Философия эпохи эллинизма (кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм)


Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского и до падения Западной Римской империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил её. Философия сосредоточивалась на субъективном мире человека. Наиболее важным политическим следствием было крушение полиса. Уже Филипп Македонский, отец Александра, формально уважая греческие города-государства, воплощал собой угрозу их свободе. Однако смертельный удар по античному полису нанёс молодой Александр своим проектом универсальной божественной монархии, под крылом которой он видел объединёнными не только различные города, но страны, народы и расы. Ему не удалось до конца реализовать свой проект по причине скорой смерти в 323 г. до н.э. Новые монархи сконцентрировали в своих руках власть, а города-государства мало-помалу стали терять свою свободу и автономию, а также историческое влияние, которое уходило в прошлое. Фундаментальная ценность духовной жизни классической Греции, которую Платон и Аристотель не только утверждали в теории, но и гипостазировали, - полис как идеальная форма совершенного государства – разрушалась на глазах, теряла смысл и свою жизненную силу. Эллинистические монархии, возникшие на обломках александровой империи, в своей нестабильности породили понятие «подданный» вместо прежнего классического греческого «гражданин». Управление общественными делами передаётся функционерам; солдат становится купцом, и постепенно рождается новый тип человека, который, не будучи ни античным гражданином, ни новым техником, перед лицом государства занимает позицию если не оппонента, то равнодушного нейтрала. Вот эту новую реальность пытались осмыслить новые философские течения, где политика и государство представали как морально индифферентные феномены, или как то, чего следует избегать.

В 147 г. до н.э. Греция потеряла свободу, став римской провинцией. То, о чём мечтал Александр, реализовали по-своему римляне. Так греческая мысль, не найдя позитивной альтернативы полису, нашла своё убежище в «космополитизме», объявив отечеством весь мир. Тождество человека и гражданина было нарушено, необходимо было искать новую идентификацию. Эта новая реальность была найдена – индивид. В эллинистических монархиях связи между человеком и государством ослабевали, ибо власть исходила от одного или немногих.

Каждый из подданных, понимая, как мало от него зависит, оказывался перед необходимостью создания своего мира. Даже в Афинах, где античная гражданская жизнь, несмотря на репрессии, ещё давала о себе знать, деградация старого идеала казалась уже необратимой. Произошло крушение расистских предрассудков по поводу естественных различий между греками и варварами. Греки говорили о «варварах по природе», неспособных к культуре и к свободной активности и самореализации. Такие люди – «рабы по натуре». Напротив, Александр попытался, и не без успеха, ассимилировать завоёванных варваров, уравнять их с греками. Он организовал систему обучения молодых варваров по греческим образцам, включая искусство ведения войн, приказывал македонским солдатам и служащим брать в жёны персидских женщин.

Тот же расовый предрассудок не раз подвергался критике, и не только теоретической. Эпикур обращался с рабами по-свойски, пытаясь участвовать в их образовании. Стоики громко объявили о том, что есть один вид безнадежного рабства – это невежество, а свободная воля к знаниям открыта как рабу, так и суверену.


Сейчас читают про: