Тема 3. Факторы организации поведения

I. Формы индивидуального обучения.

1. Неассоциативное обучение:

- суммационная реакция;

- привыкание;

- импринтинг (запечатление);

- подражание.

2. Ассоциативное обучение:

- классические условные рефлексы;

- инструментальные (оперантные) условные рефлексы.

3. Когнитивное обучение:

- образное (психонервное) поведение;

- элементарная рассудочная деятельность;

- вероятностное прогнозирование.

II. Память.

1. Виды и формы памяти.

2. Основные характеристики памяти человека.

3. Физиологические механизмы памяти (мозговые системы регуляции).

4. Физиологические теории памяти.

5. Виды нарушений памяти.

III. Мотивации как внутренние детерминанты поведения.

1. Потребности (физиологические, социальные и идеальные).

2. Механизм перехода потребности в мотивацию.

3. Виды мотиваций.

4. Физиологические теории мотиваций.

5. Доминирующее мотивационное возбуждение.

6. Нейрофизиология мотиваций.

IV. Роль эмоций в организации поведения.

1. Определение и классификация эмоций.

2. Связь эмоций и мотиваций.

3. Нейроанатомия эмоций. Функциональная асимметрия мозга и эмоции.

4. Функции эмоций.

5. Теории эмоций.

V. Функциональная структура поведенческого акта.

1. Стадии поведенческого акта:

- стадия афферентного синтеза;

- стадия принятия решения;

- стадия программы действия (эфферентного синтеза);

- стадия выполнения программы поведения;

- санкционирующая стадия.

2. Поведение в вероятностной среде.

3. Нейродинамические конструкции поведенческого акта.

4. Формы поведения.

Основополагающий материал.

Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопленный в генофонде видовой опыт предшествующих поколений, оказывается недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в вероятностно изменчивой среде. Чем больше изменчивость окружающей действительности, тем меньше прагматическая ценность видового опыта, тем в большей мере возрастает необходимость в приобретении собственного, индивидуального опыта. Он приобретается различными путями, в основе которых лежит общая способность живых организмов к обучению, которое тесно увязано со свойством фиксировать на какой-то срок элементы обучения, т.е. он оснащен памятью.

Обучение – это процесс, состоящий в появлении адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта.

При обучении происходит отбор оптимальных реакций организма, но сам процесс обучения может быть оценен только по результатам поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: