Информационный поиск необходим для проведения первого этапа исследования - анализа состояния теории и практики по рассматриваемой теме (в диссертациях данный этап отражен в первой главе).
Наметив конкретную тему, исследователь должен знать, в какой мере она перекрывается с ранее проведенными исследованиями, что по этой теме сделано за последние минимум десять лет.
Данный этап требует значительных усилий по обработке всей доступной информации (в очной аспирантуре данному этапу отводится 4 месяца, выбору темы 2 месяца).
На базе использованной информации исследователь должен:
1. сформулировать теорию исследуемого вопроса;
2. с позиций построенной теории проанализировать существующие теоретические взгляды;
3. выполнить конструктивную критику всех известных решений;
4. указать причины, вследствие которых ранее полученные результаты не удовлетворяют потребностям практики;
5. показать преимущества своих идей со стороны объяснительной и прогностической функций теории.
|
|
Освещение состояния вопроса заканчивается краткими выводами. Перечисляется круг проблемных вопросов и задач, которые необходимо исследовать.
Функции, выполняемые полученной в ходе исследования информацией:
1. общее и детальное знакомство с темой исследования;
2. классификация существующих позиций по проблеме исследования;
3. сравнительный анализ различных аспектов;
4. выявление признаков новизны темы исследования;
5. определение или корректировка цели и задач исследования;
6. возможность обращения к другим трудам как средству дополнительной аргументации и освобождения от необходимости разработки отдельных аспектов темы.
При сборе информации необходимо исключить коллекционирование и собирательство всего, что имеет малейшее отношение к области исследования. При сборе материала необходимо ориентироваться на научные факты, гипотезы, на все то, что имеет непосредственное отношение к науке. Результатом научной работы является достижение цели исследования, поэтому вся та информация, которая не содействует достижению цели, должна отсеиваться.