double arrow

Тема 2.2. Проблема в методологии исследования систем управления

Схема 10. Результаты исследования управления

Схема 9. Разнообразие целей исследования управления

Схема 8. Содержание методологии исследования управления

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИСУ

Схема 7. Качества современного менеджера

Основные черты менеджера исследовательского типа

В более детальном представлении можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа (схема 7).

               
   
   
 
 
   
 
 
   
   
 



Проблемное видение мира - способность распознавать проблемы там, где другие их не видят.

Умение превентивно т.е. заранее, заблаговременно, ставить проблемы, когда они еще только зарождаются.

Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

Антиномичность - умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличное от собственных или даже противоположные им.

Экспрезентность - способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

Развитая психологическая саморегуляция, определяющее отношение к проблемам и их оценке.

Способность к имитации функций различных членов коллектива.

Психологическая проницательность, позволяющая видеть в людях больше, чем они проявляют в деятельности или демонстрируют. Компенсатором проницательности является психодиагностика.

Инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного.

Аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного предупреждения.

Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.

Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью.


Тема 2.1. Методология исследования систем управления: понятие и практическое содержание.

Практика научных исследований показывает, что их успех в значительной мере зависит от методологии. Методология может быть различной. Она сознательно выбирается и выстраивается в зависимости от исследователя, его позиций, комплекса знаний, возможностей использования соответствующих приемов и методов, условий получения необходимой информации.

Методология - учение о принципах построения, формах и способах познавательной дея­тельности; учение о научных методах познания; совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методология исследования - совокупность принципов, методов, форм и средств логиче­ской организации и проведения исследовательской деятельности, предполагающей осознание её цели, выбор и использование определенного состава методологического арсенала.

Методы исследования - совокупность целенаправленных способов и действий получения новых знаний об управленческих отношениях и системе управления.

Методика исследования - совокупность способов, приемов и действий практического вы­полнения определенных исследовательских процессов и использованием для этого строго после­довательных, систематических, точно сформулированных и следующих плану научно-обоснованных положений (утверждений и четко сформулированных мыслей).

Любая деятельность человека характеризуется методологией. Но в успехе исследовательской деятельности методология играет решающую роль, определяющую роль.

Методология ИСУ – это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат (16, с.45).

Содержание методологии исследования систем управления представлено на схеме 8.

Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведения исследования преследует разные цели, например, мониторинг качества управления, формирования атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими (схема 9).

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования в ИСУ является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Система управления предприятием (организацией) относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

Предметом исследованияв ИСУ является проблема.

Проблема -это реальное противоречие,требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем¸ которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр. Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых является «вечными», и другие - преходящими или созревающими.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Современная наука использует огромное количество подходов. Их классификацию необходимо проводить на различных уровнях.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.д.

Системный подходотражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если - на задачи получения ближайшего результата, то - прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

В ИСУ могут использоваться следующие подходы:

· диалектический подход;

· системный подход;

· процессный подход;

· ситуационный подход;

· функциональный подход;

· рефлексивный подход и др.

Методология исследованиядолжна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения - явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на две группы: общенаучные и специфические.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

Специфические – это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

Результаты исследования могут иметь различный вид (схема 10).


Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма её решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. И каждую из этих проблем можно решить только на основе её исследования, т.е. на основе определения её истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий не решения и возможностей решения и пр.

Проблема – это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого-либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

· отделение реальных проблем от псевдореальных;

· отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;

· отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

· выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют реальные и мнимые проблемы.

Мнимые проблемы можно разделить на три вида:

а) уже не проблемы, т.е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;

б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;

в) никогда не проблемы, т.е. проблемы, для которых не существует решений.

Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы, определения проблемы, постановка проблемы (схема 11).

Качество проблемы-это её реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.

Определение и распознавание проблемыявляется важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.

1.Формулирование проблемы, состоящее из постановки центрального вопроса; контрадикции, т.е. фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; финитизации – предположительного описания предполагаемого результата.

2. Построение проблемы, представленное операциями стратификации - расщепление проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиции - группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализации - ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, ограничения известного от неизвестного в области объекта исследования; вариантификации - выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как кондификация - выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация - проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация - выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании; уподобление - нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; квалификация - отнесение проблемы к определенному типу.

4. Обоснование проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур экспозиции - установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализация - приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компрометации - выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы; демонстрация - объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации.

5. Обозначение проблемы, состоящее в экспликации понятий – перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык; интимизации - выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

Таков наиболее типичный порядок действий, необходимых для определения проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и последовательности процедур и операций.

Определение проблемы является важным фактором успеха исследования.

Следующей характеристикой методологии исследования является постановка проблемы.

Существует несколько уровней постановки проблемы.

Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто формулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.

Другой уровень постановки проблемы – её описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную методологию работы с проблемой.

Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в её отработке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке проектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.


Сейчас читают про: