Требования к техническим системам

Системный подход при исследовании технических систем позволяет выделить ряд общих требований.

Внешнее функционирование ТС отражает ее связь с окружением. Поиск новых решений и совершенствование ТС является следствием постоянно растущих потребностей общества. Техническая система находит свое отражение в практической реализации если она соответствует потребностям окружения (общества) по следующим показателям:

1) ГПФ и функциональный эф­фект;

2) эффективность;

3) надежность выполнения ГПФ;

4) вредные выходы (должны быть допустимы для окру­жения).

Эти требования, расположенные по степени их важности, от­ражают законы функционирования общества и в свою очередь опреде­ляют развитие технических систем. Изменение в сис­теме, способствующее выполнению этих требований, считается улучшением (положительным эффектом), а мешающее их вы­полнению — ухудшением (нежелательным эффектом).

Как видно из списка требований, определяющей характерис­тикой системы является ее функция (ГПФ). Со степенью выпол­нения функции связаны типы задач, которые необходимо решать при разработке и совершенствовании техники:

1) ГПФ не выполняется полностью (системы нет, требуется построение ТС с нуля);

2) ГПФ не выполняется частично (требуется достройка ТС);

3) ГПФ выполняется, но положительные и нежелательные эф­фекты вступают в противоречие (требуется преобразование ТС).

Функционирование ТС определяет ее строение. Соответст­вие между функцией и структурой ТС проявляется через ряд закономерностей, имеющих вид требований к любым работоспособным ТС:

1) Каждая техническая система должна быть функционально полной, то есть состав ее подсистем (элементарных функций) должен быть достаточен для выполнения ГПФ системы. Функциональная неполнота ТС является причиной по­явления технических проблем при качественном росте потреб­ностей и соответствующем расширении ГПФ системы. Это вызывает необходимость достройки системы, в результате ТС дополняется новыми подсистемами. Например: потребность в улучшении тормозных свойств автомобилей привела к необходимости внедрения в тормозную систему регулятора тормозных сил, АБС.

2) Поскольку характеристики и ГПФ системы характеризуются не только качест­венными признаками, но и количественными параметрами, рабо­тоспособная ТС должна иметь значения характеристик и ГПФ не ниже некоторого минимального уров­ня - «параметрического порога». Например, подобным порогом было обеспечение удовлетворительной термической нагруженности и внедрение дисковых тормозных механизмов грузовых автомобилей за счет создания вентилируемых тормозных дисков.

3) В ТС должно обеспечиваться соответствие между изменчивостью условий функционирования и управляемостью ТС. ТС либо должна быть нечувствительной к изменению внешних условий без нежелательных последствий, либо иметь управляемые элементы, за счет которых она может приспособиться к этим изменениям. Например: к неровностям дороги позволяют приспособиться элементы подвески.

4) ТС должна быть энергетически проводимой (обеспечивать прохождение энергии по своим частям) и энергетически полной (обеспечивать все необходимые преобразования энергии в системе).

Все технические системы можно разделить на два класса: динамические (машины) и статические (сооружения).

В динамических технических системах происходит обмен с окружением и преобразование потоков энергии. Например: в автомобиле можно выделить следующую цепочку энергетических компонентов: двигатель - трансмиссия – колеса.

У сооружений нет явного обмена с окружением. Они характеризуются восприятием внешних воздействий, преобразованием их в усилия (напряжения) и передачу усилий к основанию сооружения (грунту). С некоторой долей условности картину механических напряжений в сооружении тоже можно считать как бы «застывшим» энергопотоком. Например: в грузовом автомобиле узлы и агрегаты крепятся к раме, которая, по сути, является сооружением.

Анализируя энергетические потоки целесообразно рассматривать отдельные подсистемы, выполняющие элементарные полезные функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: