Понятие «политическая идеология»

Понятие «идеология» было введено в научный оборот в 1796 г. А. Десттютом де Траси - лидером группы философов, получивших в дальнейшем название «идеологов», в докладе «Проект идеологии». И в этом докладе, и в появившемся позднее четырехтомном исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей нового времени и создать общую «теорию идей», или науку об идеологии. Данная идея не имела успеха. Пришедший к власти во Франции Наполеон назвал представителей этой группы демагогами и болтунами, придав тем самым самому термину резко отрицательное значение пустой спекуляции, оторванной от реальной жизни.

Серьёзному анализу подвергали идеологию К. Маркс и Ф. Энгельс.

Для марксистской интерпретации идеологии характерны такие аспекты, как классовый подход (т. е. в идеологии усматривается сугубо классовое явления) и социологическая трактовка рассматриваемого понятия на основе социальной обусловленности идей(что в итоге сводится к ее обусловленности материальным базисом).

Идеология не отражает адекватно действительность. Действительность предстаёт в идеологии в искажённом, перевёрнутом виде. В результате идеология являет собой иллюзорное, «ложное сознание».

В соответствии с марксистским подходом идеологически извращенные формы ложного сознания отомрут вместе с неизбежным и окончательным исчезновением самих классов. В основе такого прогноза лежит концепция освободительной роли пролетариата как класса, который по логике марксизма не заинтересован в собственном господстве, а стремится лишь к освобождению всех классов, в т. ч. и своей противоположности ¾ буржуазии.

Близкую к марксистской интерпретацию идеологии давал К. Мангейм. В своей работе «Идеология и утопия» учёный определял идеологию как «коллективное бессознательное мышление определённых групп, которое скрывает действительное состояние общества как от себя, так и от других». Важнейшая функция идеологии заключается в том, что она является по отношению к действительности стабилизирующей, охранительной силой.

В настоящее время концепции К. Мангейма, тем более К. Маркса, политологи нередко критикуют. Вместе с тем рациональный первоэлемент обоих подходов - идея о том, что разные типы «ложного сознания» в ходе своей внутренней эволюции и динамики могут выполнять известные социальные функции, так или иначе, используется почти всеми исследователями политических идеологий.

При этом исследователями признаётся, что одна и та же по форме идеологическая система, рождающаяся как обоснование свержения существующих порядков и выполняющая критическую функцию, способна со временем превратиться в оправдание полномочий и привилегий нового правящего слоя, стремящегося сохранить свое господство (марксистко-ленинская идеология в СССР).

Эту закономерность подмечает, в частности, Л. Фейер, утверждающий, что «догма - это революционная идеология предшествующего поколения, когда бывшие революционные фанатики становятся консерваторами и охранителями». Предложенный им «закон крыльев» исходит из мысли о том, что любая политическая идея в своей эволюции проходит все фазы политического спектра, обслуживая полярные политические силы

Другой исследователь - М. Сэлиджер подмечает такую особенность функционирования идеологии как ее «асимметричность»: одни и те же по основному смыслу идеи и принципы способны входить в состав разных идеологий, они могут выдвигаться разными политическими силами и обслуживать их интересы, выполняя, таким образом, неодинаковые социальные функции.

Следуя принципу социальной обусловленности идей, политологи уделяют пристальное внимание вопросу о взаимосвязи идеологии и социальных интересов. Они отмечают нередко встречающееся несовпадение социальной базы и общественной функции идеологии. Иными словами, носителями какой-то идеологии способны быть социальные слои, чьи интересы в ней не представлены, или, напротив, идеология может изначально возникнуть вне той среды, интересы которой она призвана отстаивать. Кроме того, одна идеология способна в определенных ситуациях обслуживать интересы разных социальных слоев. В других случаях интересы одной социальной группы могут быть зафиксированы в разных идеологиях.

Другая важнейшая черта идеологии - это её связь с политикой и обусловленность политической практикой. Политика - своего рода инобытие идеологии, которая воплощается именно в сфере политического. Равным же образом и политика немыслима без «одухотворяющего» ее идеологического компонента.

Известный американский политолог К. Фридрих, в свою очередь, подчеркивал то, что «идеологии неразрывно связаны с политическим процессом, ибо без идеи не бывает никаких политических действий». Влияние идеологии проявляется на всех фазах этого процесса: осознание проблемы, выбор и принятие политического решения, его осуществление и оценка результатов.

Между идеологией и политикой складывается особый род взаимоотношений. Во-первых, можно говорить о неодинаковом влиянии на политику разных типов идеологии, которые отличаются по «степени иллюзорности». Одни идеологии, образно говоря, более «ложны», нежели другие. Во-вторых, политике в зависимости от конкретной ситуации почти всегда присущ разный уровень идеологизма. Так, для политического процесса может быть характерна искусственная идеологизация, т. е. его подчинение конкретным идеологическим целям, достижение которых считается категорически необходимым, причем немедленно и независимо от реально складывающихся обстоятельств.

Исходя из всего вышеуказанного, следует определить политическую идеологию - как совокупность идей отражающих общественно-политическое бытие с точки зрения интересов определённых социальных групп (группы).

Политическая идеология обладает следующими чертами:

  • исторически любая идеология возникает в строго определённое время (марксизм как политическая идеология возник в середине 19 века, поскольку именно в данный период сложились объективные условия необходимые для его появления). Как таковая идеология возникла в начале 19 века. Это было обусловлено объективными причинами связанными с необходимостью обоснования притязаний на власть определённых социальных групп (и прежде всего буржуазии);
  • идеология тесно связана с политической практикой, являясь её основой;
  • идеология всегда носит «заинтересованный» характер, выражая интересы определённой социальной группы (групп);
  • идеология отлична от науки (цель науки - объективное познание действительности, цель идеологии - реализация интересов).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: