Либерализм

Исторически либерализм является первой возникшей идеологией. Идеология либерализма, которую иногда возводят еще к британской Великой хартии вольностей, ограничившей в 13 в. абсолютизм королевской власти, органически связана с генезисом буржуазного общества, т. е. по времени-с эпохой буржуазных революций 17 -18 вв., становлением буржуазно-рыночных отношений и борьбой с остатками феодализма. Именно тогда была оформлена и получила дальнейшее развитие идеология классического либерализма. Ее основы были заложены А. Смитом и Д. Локком, идеологом Славной революции 1688 г., провозгласившим «жизнь, свободу и собственность» в качестве естественных прав человека и существенно повлиявшим на Американскую революцию 1776 г.

К числу основоположников либерализма следует отнести: И. Канта, Д. Ст. Милля, Б. Констана, А. Токвиля, И. Бентама и др.

Центральное в классическом либерализме - во - первых, идеал индивидуализма, руководствующегося принципами laissez-faire; а, во-вторых, представление об ограниченном государстве («ночном стороже»), занятом преимущественно вопросами внешней безопасности и почти не вмешивающемся ни в экономические, ни в социально-политические дела.

Экономическое кредо либерализма - это представление о незыблемости, в качестве основополагающей ценности, частной собственности. Как указывал Л. фон Мизес: «Программа либерализма, если выразить ее одним словом, будет читаться так: собственность, т. е. частное владение средствами производства (в отношении товаров, готовых к потреблению, частное владение является само собой разумеющимся и не оспаривается даже социалистами и коммунистами). Все остальные требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования».

Вторая экономическая идея либерализма (вытекающая из первой) - это идея минимизации государственного вмешательства в экономику.

Политические идеи либерализма это:

· признание народа в качестве носителя суверенитета;

· представление о государстве как о «слуге» общества, выполняющем функцию по поддержанию в обществе порядка;

· отношению к парламенту как к основополагающему органу власти;

· позитивное отношение к политическим партиям и общественно-политическим движениям, как структурам артикуляции социальных интересов.

В социальном плане, либералы выступают с требованиями социального равенства. Это воплощается в поддержке либералами идеи меритократии (лат. meritus - достойный).

В духовной сфере либералы являются сторонниками идеи культурного релятивизма, согласно которой все культуры (религии, традиции) являются разными, но равными.

Либерализм - это идеология, которая (наряду с марксизмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира. В качестве идеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время, сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (например, о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможностей: индивидуальной свободы («равной свободы», по Дж. Уолдрону), если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду.

Современный либерализм - это сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями «большого государства» или «государства всеобщего благоденствия» (Дж. Роулс), либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (Р. Нозик).

Эволюция либерализма была органически связана с динамикой капиталистического производства. Начавшееся с конца XIX в. сужение сферы свободного рынка и становление монополий привели к коренному пересмотру социальной функции классических либеральных идеалов. Реальное ограничение свободной рыночной конкуренции и монополизация капиталистического производства в итоге сделали так, что идеал свободного рынка, сохраняя внешнюю идеологическую форму, на деле значительно поменял свое содержание и приобрел несвойственную ему раньше консервативную, охранительную социальную функцию.

В такой ситуации сущностная структура идеологии либерализма подверглась корректировке. Эта внутренняя эволюция либерализма связана, с одной стороны, с сохранением основополагающих политических и социально-этических либеральных ценностей, а с другой - с обращением к ряду иных (прежде всего экономических) принципов.

Центральное место в идеологии возникшего в США в эпоху Нового курса (1933-1939) президента Ф. Рузвельта, а затем распространяющегося на весь западный мир неолиберализма заняли принцип государственного вмешательства и регулирования экономических процессов и идея социальной ответственности государства, которому с тех пор вменялись в обязанность и функции соцобеспечения самых неимущих групп населения. Эта этатистская переориентация либерализма была связана в первую очередь с именем известного английского экономиста Д. Кейнса, чьи идеи воздействовали не только на экономическую практику, но и были включены в современную либеральную идеологию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: