Международные железнодорожные перевозки

В течение длительного времени наиболее важными соглашениями в области железнодорожного транспорта были Бернские конвенции о же­лезнодорожных перевозках грузов и пассажиров (сокращенно — МГК (или СИМ) и МПК(или СИВ). В 1966 году было заключено Дополнитель­ное соглашение к МПК об ответственности железных дорог при перевоз­ках пассажиров. В 1980 году на конференции по пересмотру Бернских кон­венций было принято новое Соглашение о международных железнодорож­ных перевозках (КОТИФ). В нем участвуют 38 государств (большинство стран Европы, а также ряд стран Азии и Северной Африки).

КОТИФ объединяет международно-правовые нормы Бернских конвен­ций и Дополнительного соглашения 1966 года в едином основном согла­шении, к которому имеются два приложения (А и В), содержащие нормы гражданско-правового характера об условиях международных железнодо­рожных перевозок. Приложение А, определяющее условия перевозок пас­сажиров, получило наименование Единые правила МПК. Приложение В содержит условия перевозок грузов, оно названо Единые правила МГК.

Единые правила МГК действуют только в отношении перевозок по оп­ределенным железнодорожным линиям, перечень которых устанавливают участники соглашения. Ставки провозных платежей определяются нацио­нальными и международными тарифами. Предусмотрены предельные сроки доставки грузов. Так, по правилам КОТИФ общие сроки доставки грузов составляют для грузов большой скорости 400 км, а для грузов малой скорости — 300 км в сутки. Вместе с тем за железными дорогами сохранено право устанавливать для отдельных сообщений специальные сроки доставки, и также дополнительные сроки при возникновении суще­ственных затруднений в перевозках и других особых обстоятельств.


 

 

Глава 9. Международные перевозки грузов и пассажиров


§ 3. Международные автомобильные перевозки




Предельный размер ответственности железных дорог в случае несо­хранности перевозимых грузов в КОТИФ определен в расчетных единицах Международного валютного фонда — СПЗ (17 СПЗ, или 51 старый зо­лотой франк на 1 кг веса брутто).

Правила КОТИФ предусматривают, что причиненные просрочкой в до­ставке убытки возмещаются грузовладельцу в пределах трехкратных про­возных платежей.

Хотя РФ не была участницей Бернских конвенций и КОТИФ, их поло­жения, служебные инструкции и другие нормативные документы применя­лись и продолжают применяться при перевозках наших внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из этих стран в Россию.

В области железнодорожных перевозок для предприятий особое зна­чение имеет Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС), участниками которого являются Россия, страны Восточной Европы, Мон­голия, Китай, КНДР и Вьетнам. Это Соглашение действует в редакции 1992 года и определяет порядок приема грузов к перевозке и условия его доставки и выдачи грузополучателям.

Внешнеторговые грузы в страны — участницы соглашения отправля­ются на основании международной накладной, составленной по правилам, действующим в стране отправления. Но СМГС вводит к ним ряддополне-ний, касающихся маркировки груза и оформления транспортных докумен­тов. В стране назначения груз выдается в соответствии с национальными правилами этой страны, однако и в этом случае СМГС содержит ряд до­полнительных предписаний, в частности, специальные правила о порядке составления коммерческих актов при выявлении несохранности груза.

Грузы в зависимости от желания отправителя перевозятся малой или большой скоростью, причем сроки доставки определяются СМГС с добав­лением времени на перегрузку грузов на пограничных железнодорожных станциях. Провозные платежи выплачиваются по национальным тарифам и в национальной валюте: за следование груза по дорогам отправления — отправителем, а по дорогам назначения — получателем груза.

Что касается провозных платежей за перевозку грузов по железным до­рогам страны транзита, то в зависимости от условий поставки (базиса до­говора внешнеторговой купли-продажи) они вносятся отправителем или получателем груза по ставкам Международного транзитного тарифа (МТТ), валютой которого является швейцарский франк. Базис поставки должен определяться российскими предпринимателями с учетом этого об­стоятельства.

Ответственность железных дорог за несохранность принятого к пере­возке груза наступает при наличии вины, которая предполагается. Однако при особых обстоятельствах (исправность перевозочных средств, сопро­вождение груза проводником грузовладельца и др.) вина железных дорог должна быть доказана грузовладельцем. Возмещение за несохранный


внешнеторговый груз выплачивается в пределах его действительной сто­имости, которая определяется на основании внешнеторговой цены (при ответственности иностранных дорог) или же внутренней цены (при ответ­ственности отечественных дорог).

На основании СМГС и дополняющего его МТТ возможны железнодо­рожные перевозки внешнеторговых грузов в страны Западной Европы и из них, хотя участниками СМГС они и не являются. Для этого при экс­портных отправках в накладной СМГС в качестве получателя называется выходная железнодорожная станция страны СМГС, а в графе об особых заявлениях — конечный получатель в одной из стран Западной Европы. На основании такого указания пограничная станция выписывает новую железнодорожную накладную по форме КОТИФ, в котором участвуют же­лезные дороги западноевропейских стран, и груз направляется конечному получателю. При отправках грузов в Россию из стран Западной Европы соответственно составляются сначала накладная КОТИФ, а затем на со­ответствующей пограничной станции — накладная СМГС.

СССР заключил двусторонние соглашения о международном железно­дорожном грузовом и пассажирском сообщении с пограничными страна­ми — Финляндией, Ираном и Турцией, а по грузам — также с Австрией. Для России сохранило силу соглашение с Финляндией. Эти соглашения отражают общепринятую практику международных перевозок и в ряде во­просов учитывают правила перевозок, выработанные в рамках Бернских

конвенций (МГК и МПК).

В ходе сотрудничества в области железнодорожного транспорта госу­дарств, входивших ранее в СССР, был заключен ряд соглашений. Отме­тим, в частности, Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР и их дальнейшем совместном использовании от 22 января 1993 г. и Соглашение о совместном исполь­зовании грузовых вагонов и контейнеров от 12 марта 1993 г. Эти согла­шения действуют для стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии.

Было также заключено Соглашение о сотрудничестве в области техни­ческого переоснащения и обновления железнодорожного подвижного со­става от 9 сентября 1994 г. (участвует 12 государств, в том числе РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: