С недобросовестной конкуренцией

1. Товарный знак и знак обслуживания — это условные обозначения, отличающие товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг дру­гих лиц. Обычно это оригинальное художественное изображение, которое помещается на изделиях. Оно призвано служить целям рекламы изделий. Поэтому товарные знаки имеют большое значение в международной тор­говле. Хороший товарный знак способствует реализации товара и свиде­тельствует об определенном качестве изделия.

В России право на товарный знак возникает вследствие его регистра­ции. Если товарный знак будет зарегистрирован в РФ, то его владелец по­лучит право исключительного пользования знаком.

Никто не может использовать охраняемый в РФ товарный знак без раз­решения его владельца.

Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными Законом о товарных знаках, в силу международных до­говоров РФ или на основе принципа взаимности. Заявки на регистрацию товарных знаков подаются иностранными заявителями, как и заявки на изобретения, через патентных поверенных, если международным соглаше­нием, участником которого является РФ, не предусмотрен иной порядок (см. ниже). Закон предусматривает, что товарный знак, зарегистрирован­ный в РФ, должен обязательно использоваться. В случае неиспользования товарного знака в течение пяти лет действие регистрации может быть пре­кращено. При решении вопроса о прекращении действия регистрации принимаются во внимание, в частности, действия иностранного владельца


товарного знака, направленные на осуществление его права на товарный знак в РФ (например, публикация товарного знака в газетах, журналах и рекламных материалах, демонстрация экспонатов, обозначенных товар­ными знаками, на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, и т.п.). Иными словами, действия такого рода рассматриваются как действия по исполь­зованию знака.

Споры о регистрации товарных знаков решаются в административном порядке Патентным ведомством.

Так, американская фирма «Philip Morris Inc.» (США), будучи обладателем прав в СССР на товарный знак Benson and Hedges, потребовала аннулирования в СССР регистрации английской фирмой тождественного знака на идентичные товары. Гос-комизобретений СССР аннулировал свидетельство английской фирмы.

2. Защита прав иностранных фирм на товарные знаки в России обес­печивается в соответствии с действующим законодательством. В соответ­ствии с Законом о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в от­ношении однородных товаров (п. 2 ст. 4).

Необходимо обратить внимание на то, что владелец товарного знака в России может запретить другой фирме ввозить товар в Россию, обозна­ченный таким или сходным с ним знаком. В случаях незаконного исполь­зования владелец знака может потребовать: 1) прекращения нарушения, 2) взыскания причиненных нарушением убытков, 3) удаления с товара или его упаковки незаконно используемого знака, 4) уничтожения изображе­ний знака, 5) принятия иных мер.

3. Под наименованием места происхождения товара Патентный закон понимает название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначение товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются ха­рактерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими фак­торами одновременно.

Наименованием места происхождения товара может являться истори­ческое название географического объекта.

Наименование места происхождения товара может быть зарегистриро­вано одним или несколькими юридическим или физическим лицами. Лицо,-зарегистрировавшее наименование места происхождения товара, получа­ет право пользования им, если производимый данным лицом товар отве­чает соответствующим требованиям, установленным этим законом.

Право пользования этим же наименованием места происхождения това­ра, зарегистрированным в установленном порядке, может быть предостав-


 

Глава 13. Патентное право

 

§ 6. Международные соглашения об охране прав на изобретения



лено любому юридическому или физическому лицу, находящемуся в том же географическом объекте и производящему товар с теми же свойствами.

Право на регистрацию в РФ наименований мест происхождения това­ров дается юридическим и физическим лицам государств, предоставляю­щих аналогичное право юридическим и физическим лицам РФ.

После многолетних переговоров в 1997 году была достигнута договоренность между Россией и Францией о том, что при экспорте российских напитков не будут применяться наименование «шампанское» и «коньяк», в названии которых исполь­зованы наименования соответствующих местностей во Франции. Привычные росси­янам напитки «Советское шампанское» и коньяк будут и впредь выпускаться под этими названиями, но только для внутреннего рынка, поскольку в протоколе заседа­ния российско-французского агропромышленного комитета, состоявшегося в Мос­кве 12 сентября 1997 г., сказано, что Россия исключила наименование «Советское шампанское» и «коньяк» только при поставках на экспорт, а также отказалась от написания «Советское шампанское» и «коньяк» латинскими буквами.

4. С охраной товарных знаков иностранцев тесно связано пресечение недобросовестной конкуренции.

Основные положения, касающиеся недобросовестной конкуренции, содержатся в Законе РФ о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 января 1991 г. В соответствии с его ст. 10 закона, в частности, не допускается:

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, спо­собных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, спо­соба и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с това­рами других хозяйствующих субъектов;

г) самовольное использование товарного знака, фирменного наимено­вания или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другой хозяйствующего субъекта.

Положения российского законодательства о недобросовестной конкурен­ции воспроизводят ст. 1 Ofi"c Парижской конвенции по охране промышленной собственности, участником которой является Россия (см. ниже).

Приведем пример из судебной практики, связанной с борьбой с недобросовест­ной конкуренцией. В конце 1992 года московский магазин «Люкс» продал 20 тыс. джинсов китайского производства с товарными знаками и другими атрибутами джин­сов известной американской фирмы «Леви Страусе». В рекламе по телевидению было сообщено, что продаются джинсы последней модели производства этой фирмы. По искам потребителей к магазину «Люкс» районный суд Москвы в начале 1993 года принял решение о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков и компенсации за моральный ущерб, нанесенный продажей фальсифициро­ванного товара. В сумму, взысканную с магазина в пользу каждого покупателя,


вошла стоимость настоящих джинсов «Леви Страусе» в пересчете на рубли и ком­пенсации за моральный ущерб.

Страны СНГ осуществляют сотрудничество в выявлении и пресечении недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов (ст. 2 Соглаше­ния о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 г.).

5. Для того чтобы обеспечить за рубежом охрану товарных знаков на российские экспортные товары, такие знаки необходимо зарегистрировать в соответствующих государствах. Для экспортных товаров часто применя­ются специально создаваемые знаки, приобретающие большую популяр­ность (знаки для часов, спичек, крабов и т.д.). Хороший товарный знак спо­собствует продвижению отечественных товаров на внешнем рынке. Отсут­ствие же охраны на товарный знак может затруднить реализацию товара. Предприятия, продукция которых экспортируется за границу, регистриру­ют свои товарные знаки за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: