Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные представления о природе психических аномалий. Особенности отражения отклонений в психическом развитии в художественной литературе и искусстве как форме художественного сознания. Научное сознание как основной источник знаний о сущности и природе отклонений от нормального хода развития.
Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной психологии.
Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии.
Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Современное состояние специальной психологии вРоссии. Основные отрасли современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихология, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.
Методы и принципы специальной психологии
Понятие о научном методе. Наблюдение как метод специальной психологии и его своеобразие в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Особенности использования метода эксперимента вспециальной психологии. Виды и формы экспериментальных техник, применяемых в практике специальной психологии. Стандартизированные психодиагностические процедуры и их использование в практике специальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенности применения самонаблюдения в специальной психологии. Анамнестический метод впроцессе изучения различных форм нарушенного развития. Основные принципы проведения исследований в специальной психологии.