Структура Конституции

Структура К. связана с мировоззренческими позициями авторов проекта. Каждый раздел занимает то или иное место неспроста. К примеру, в К. РСФСР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан стояла на одном из последних мест - на первом месте были интересы укрепления государства. В К. РФ на первое место выдвинуты интересы личности, обеспечения ее прав и свобод, поэтому соответствующая глава стоит на втором месте.

Итак, структура К. РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав и 137 статей. В преамбуле отражаются основные задачи и важнейшие ценности построения нового общества. Это идейно-нравственные положения и они наполняются правовым содержанием, которое затем уже развертывается в самом тексте К.

В главе 1 закреплены основы к. строя – все важнейшие принципы и характеристики нового общества и государства. Глава 1 – необходимый ключ к понимаю всей К, что закреплено в ст.16 – «Никакие другие положения К. не могут противоречить основам к. строя РФ».

В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» К. закреплена модель нового для российской действительности отношения между личностью и государством, построенная на приоритете прав личности, уважения ее достоинства. Размещение ее на 2 месте показывает, что сегодня государство повернулось к правам личности. В главе дается перечень личных, политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина; устанавливаются некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан, предоставление политического убежища.

Вопросы федеративного устройства закреплены в главе 3 К. Впервые федеративный характер российского государства прописывается в ст. 1 и 5 К., где устанавливается основа конституционного строя РФ.

Далее в структуре К. следуют главы, посвященные высшим органам государственной власти. Их выделение в самостоятельные главы отражает концепцию построения системы органов государства на основе принципа разделения властей, сдержек и противовесов. Раздельность глав, характеризующих статус органов власти, показывает, что все эти органы самостоятельны и независимы от других органов в рамках своих к. полномочий. Последовательность их расположения говорит о том, что при прочих равных правах, президент занимает особое положение в системе разделения властей, является гарантом эффективного ее обеспечения. Так, президенту РФ посвящена глава 4 К.Глава 5 устанавливает место и роль законодательной и представительной власти РФ – Федерального собрания (ГД и СФ). Правительству РФ посвящена глава 6 К. Наконец, глава 7 устанавливает общие принципы функционирования судебной власти в России.

Глава 9 – последняя в разделе первом Конституции – предусматривает три различных способа изменения Конституции: 1) пересмотр К.; 2) внесение поправок; 3) изменения в ст. 65 К.

1) Пересмотр К. относится к главам 1, 2 и 9, т.к. положения этих глав не могут быть пересмотрены ФС. Субъектами инициативы пересмотра К. могут быть Президент, ГД, СФ, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, и группа численностью не менее 1/5 членов СФ и депутатов ГД. Эта инициатива должна быть поддержана 3/5 голосов ГД и СФ. В этом случае созывается Конституционное собрание, которое может подтвердить неизменность К., либо разработать проект новой. Если принято решение о разработке новой К., тогда К. собрание поддерживает проект 2/3 голосов и выносит его на всенародное голосование. На референдуме она считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что голосовали более половины зарегистрированных избирателей. К.с собрание созывается исключительно в целях принятия решения о пересмотре или нет К., это не законодательный орган. Однако до сих пор статус К. собрания не получил своего закрепления в ФКЗ.

2) внесение поправок касается глав с 3 по 8 К. Порядок внесения поправок следующий: с инициативой выходят те же субъекты, которые могут вносить предложения по пересмотру К. далее ГД принимает закон РФ о поправке к К. РФ. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» от 4 марта 1998 года. Поправка – любое изменение текста гл.3-8 К.: исключение, дополнение, новая редакция. Текст проекта закона о поправках к К. вносится в ГД и рассматривается в 3 чтениях, считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов ГД. Далее должны одобрить не менее ¾ членов СФ. Закон направляется в законодательные органы субъектов РФ и рассматривается не более года, нужна поддержка в не менее чем 2/3 субъектах РФ. Далее одобренный закон подписывает Президент.

3) Изменения в ст. 65 К. в ст. 65 К. (глава о федеративном устройстве РФ) закрепляется состав субъектов Федерации, т.е. изменения вносятся в перечень субъектов РФ (№ 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 года) и их наименования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: