Цель занятия: знать сущность и смысл понятия «бытие», три смысла бытия (существование, жизнь и смерти, единство мира), четыре формы бытия (вещей, сознания человека, общество), формы её существования (движение, пространство, время).
Организационный момент - 3 минут ы
Опрос студентов - 35 минут
Решение тестовых заданий – 9 минут
Подведение итогов занятия – 3 минуты
СОДЕРЖАНИЕ:
11.1.Онтология: что такое бытие, в чем его смысл. Проблема бытия в истории философии.
11.2. Основные формы бытия: бытие вещей мира, его уровни; бытие сознания, его уровни: бытие человека, его уровни; бытие общества, его уровни.
11.3.Материя как философская категория, развитие представлении о материи в истории философии. Современное представление о строении материи. Уровни организации материи.
11.4.Движение как атрибут материи, его черты. Многообразие форм движения материи. Механизациям и витализм.
11.5.Пространство и время как атрибуты материи. Естественно – научный и философски подходы к пространству и времени. Классическая физика Ньютона и Эйнштейна.
|
|
11.6.Конечное и бесконечное в трактовке материи и её атрибутов.
При подготовке к данному занятию студент должен изучить литературу по философии и усвоить основные понятия бытия, сущность и значение, классификацию бытия. Студент должен раскрыть философскую мысль о бытие существования человека. Поощряется использование иллюстраций, схемы, таблицы.
Тестовые задания:
1. Предмет онтологии - это:
1. Учение о бытии.
2. Учение о прекрасном.
3 Нравственно-этические теории.
4 Теория познания.
5 Учение о ценностях.
2.Определение бытия:
1 Мир чувств.
2 Система происходящего.
3 Многообразие материального и духовного мира.
4 Воля.
5 Мир разума.
3.Часть реального бытия, подвергающаяся анализу и изучению:
1 Объект познания.
2 Субъект познания.
3 Метод познания.
4 Средство познания.
5 Цель познания.
4.Два основных подрода бытия:
1 Бытие материальное и духовное.
2 Бытие первичной и вторичной природы.
3 Бытие субъективного и объективного духа.
4 Бытие физического и химического строения.
5 Бытие живой и мёртвой материи.
5.Субъективно-идеалистическая трактовка бытия:
1 Быть, значит существовать.
2 Мыслю, следовательно, существую.
3 Быть, значит быть воспринимаемым.
4 Быть, значит воспринимать.
5 Быть, значит чувствовать.
6.Слово «материя» в переводе с латинского языка означает:
1 «Вода».
2 «Идея».
3 «Вещество».
4 «Ткань».
5. «Земля».
7.Категория «материя» обозначает реальность:
1 Потустороннюю.
2 Социальную.
3 Идеальную.
4 Субъективную.
5 Объективную.
8.Учение о дискретном состоянии материи:
1. Атомизм.
2. Идеализм.
3. Материализм.
|
|
4. Дуализм.
5. Реализм.
9.Суждение, характерное для научно-философского определения материи:
1 Материя есть объективная реальность, отражаемая нашим сознанием.
2. Материя есть вещество, образующее все вещи и явления.
3. Материя есть совокупность наших ощущений объективного мира.
4. Материя есть реальность наших мыслей, чувств, ощущений самих по себе.
5. Материя есть идея любой вещи, её сущность.
10.Отражение можно определить как:
1. Свойство неживой природы.
2. Всеобщее свойство материи.
3. Свойство живой природы.
4. Свойство человеческого сознания.
5. Движение.
11.Всеобщим свойством материи является:
1 Притяжение.
2 Отражение.
3 Мышление.
4 Существование.
5 Движение.
12.Движение в философском смысле слова – это:
1 Поездка на транспорте.
2 Отсутствие перемещения.
3 Способ существования сущего.
4 Изменение положения тел.
5 Покой.
13.Любое изменение, преобразование, процесс - это:
1 Эволюция.
2 Движение.
3 Реформа.
4 Инволюция.
5 Развитие.
14.Согласно атрибутивной концепции материи, движение:
1 Прерывно.
2 Равноценно покою.
3 Совершается по кругу.
4 Временно.
5 Абсолютно.
15.Атрибут материи, характеризующий протяжённость, структурность материальных систем есть:
1 Развитие.
2 Время.
3 Пространство.
4 Покой.
5 Движение.
16.Научно-философское понимание пространства и времени:
1 Это формы субъективных переживаний.
2 Это объективная характеристика бытия.
3 Это порождение абсолютной идеи.
4 Это абсолютное начало мироздания.
5 Это формы познания реальности.
17.Определение с позиции материалистической диалектики:
1 Пространство и время – априорные формы чувственности.
2 Пространство и время – формы человеческого существования.
3 Пространство и время – формы бытия материи.
4 Пространство и время – вместилище предметов и явлений.
5 Пространство и время – субъективные восприятия.
18.«Пространство и время существуют сами по себе, независимо от материи» выражена концепция:
1 Субстанциальная.
2 Объективистская.
3 Субъективистская.
4 Реляционная.
5 Метафизическая.
19.Отражение социальной формы движения материи:
1 Механическое перемещение тел.
2 Общественное развитие.
3 Теплота, свет, электричество.
4 Химические реакции.
5 Рост и размножение живых организмов.
20.Первоначальное понимание диалектики:
1 Знание противоречивости человеческого бытия.
2 Мировой разум.
3 Мировой интерес.
4 Умение вести беседу.
5 Способ ведения дискуссии.
21.Общепринятое определение диалектики:
1 Учение о логических противоречиях.
2 Учение об общих законах природы, общества и мышления.
3 Учение о законах мышления.
4 Учение о развитии материального и идеального бытия.
5 Учение о законах движения в природе.
22.О характере изменений мира в целом учит:
1 Астрология.
2 Диалектика.
3 Астрономия.
4 Химия.
5 Биология.
23.Основной принцип диалектики:
1 Согласование.
2 Развитие.
3 Неопределённость.
4 Обратимость.
5 Отрицание.
24.Категории диалектики:
1 Пространство.
2 Сущность и явление.
3 Эклектика.
4 Атомарность, валентность.
5 Круговорот.
25.Потенциальное и актуальное существование предмета, явления выражают:
1 Часть и целое.
2 Сущность и явление.
3 Необходимость и случайность.
4 Возможность и действительность.
5 Причина и следствие.
26.Сформулировал основные законы диалектики:
1. К. Маркс.
2. Гераклит.
3. Ф. Шеллинг.