· Мерлин, В. С. Свойства темперамента и свойства личности / В. С. Мерлин // Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. - М., 1996. - С. 21-46, 79-104.
Индивидуальный стиль деятельности в структуре интегральной индивидуальности.
· Мерлин, В. С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция / В. С. Мерлин // Мерлин В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. - М., 1996. - С. 144-171, 184-194.
Генетический анализ свойств темперамента.
· Малых, С. Б. Основы психогенетики / С. Б. Малых, М. С. Егорова, Т.А.Мешкова. - М., 1998. - С. 294- 338.
· Психогенетика: хрестоматия. – М., 2007.
´ Задания для самостоятельной работы.
Задача 1.
Выделите особенности, которые характеризуют свойства темперамента:
1. являются врожденными;
2. проявляются специфически в деятельности в зависимости от ее содержания, целей, мотивов;
3. определяют динамику психической деятельности;
4. характеризуют социально-типичное в человеке;
5. являются устойчивыми и постоянными;
6. определяют нравственный облик человека;
|
|
7. остаются постоянными в зрелом возрасте;
8. в различных видах деятельности проявляются одинаково;
9. не зависят от целей, мотивов и содержания деятельности человека.
Задача 2.
Какие из ниже перечисленных положений правильно отражают вопрос о ценности темперамента:
1. Меланхолик ‑ это плохой тип темперамента, поскольку ему свойственны повышенная чувствительность, высокая тревожность, низкая работоспособность, депрессивный характер эмоций, замедленный темп реакций.
2. Сангвиник ‑ это хороший тип темперамента, поскольку у него высокая активность, ускоренный темп реакций, высокая общительность и пластичность.
3. Нет темпераментов плохих и хороших ‑ каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других.
4. Темперамент не подлежит социально-нравственной оценке, так как от него не зависят мировоззрение, нравственные установки и убеждения человека.
Задача 3.
Выделите особенности, которые характеризуют физиологические основы темперамента:
1. система условных рефлексов;
2. общий тип нервной деятельности;
3. аналитико-синтетическая деятельность анализатора;
4. общая конституция тела;
5. динамический стереотип;
6. особенности процессов возбуждения и торможения нервной системы.
Задача 4.
Определите, что имеет место в описанной ситуации (изменение, маскировка темперамента или индивидуальный стиль деятельности).