Дубна, 2007

Стенгач Вадим Иванович

Стенгач Людмила Николаевна

Толковый словарь (глоссарий)

терминов по курсу истории России

часть I (IX – XVII в.в.)

Утвержден на заседании Городского методического объединения учителей истории и обществознания 11.11.2007 г.

Дубна, 2007


Термины по курсу истории России.

А

Автокефалия (греч. αυτός, «сам» + греч. κεφαλή, «голова») — самоуправление, независимость. Автокефальной называется в православии административно полностью независимая поместная церковь, во главе которой стоит епископ в сане патриарха, или архиепископа, или митрополита. Исключительной прерогативой автокефальной церкви является право самостоятельно совершать мироварение. Право предоставления (обретения) автокефалии в православии не определено ясно и окончательно и является предметом пререкания между Константинопольской кафедрой и иными поместными церквами.

Б

Бармы драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного характера. Впервые в России Б. появились у московского князя Ивана Калиты (14 в.). Надевались византийскими императорами, а также русскими князьями (с середине 16 в. до начала 18 в. царями) во время коронации и торжественных выходов.
Барщина термин, означающий повинность, отбываемую крепостными и временно обязанными земледельцами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли последнего, заключающуюся в даровом обязательном, преимущественно сельскохозяйственного характера, труде. Из этого определения мы можем вывести главнейшие принципы данного института.
  • Барщинная повинность заключается в труде, чем она и отличается от повинностей, заключающихся в доставлении денег (см. Оброк) или естественных произведений труда.
  • Труд этот обязательный, то есть не зависящий от свободного взаимного соглашения отдельных лиц, а прямо вытекающий из установившихся между сторонами отношений, в большинстве случаев получивших законодательную санкцию; этим существеннейшим своим признаком Барщина отличается от труда свободного и подлежит критической оценке лишь в сравнении с ним; ввиду этого же признака под понятие Б. в полном смысле слова не может подходить обусловленный добровольным соглашением сторон земледельческий труд, заступающий место денежного платежа за пользование землей при её срочном найме. Кроме того, это труд даровой, отбываемый лишь в виде вознаграждения за пользование землей, но не требующий сам вознаграждения, чем Б. и отличается от так называемых «принудительных работ».
  • Барщинная работа исполняется в пользу земледельца — феодального сеньора на Западе, помещинного или вотчинного боярина в России, каковыми являлись лица высшего привилегированного сословия, отчего и произошли её немецкое (на староверхнегерманском наречии «fro» означало господина), русское (от «боярин») и польское (от «pan» — господин) названия; этот признак служит отличительной чертою Б. от обязателных работ, отбываемых в пользу государства или общины, как, наприм., проведение дорог, постройка плотин и т. п., входящих в разряд так называемых натуральных государственных повинностей (см. Повинности).
  • Исполнение работ, составляющих содержание этой повинности, лежит на крепостных и временно обязанных, одним словом, зависимых от землевладельца земледельцах, потому что как возникновение, так и прекращение Б. тесно связано с установлением и отменой крепостного права, являясь одним из важнейших её элементов; при этом необходимо обратить внимание на отличие Б., с одной стороны, от работ, принимаемых на себя свободным человеком взамен наемной платы, с другой стороны — от невольничьего или рабского труда. Что касается первого различия, то характеристическою его чертою является срочность договорного отношения и возможность его одностороннего прекращения при известных условиях, не говоря уже об определенности обязательства, которая хоть и не чужда барщине, но далеко не является при ней общим правилом. Обращаясь ко второму противопоставлению, нельзя не заметить, что рабство, всецело охватывающее личность и приравнивающее раба к вещи, не оставляло ему ни малейшего простора деятельности, не признавало за ним никаких ни личных, ни имущественных прав, потому что как всякая работа раба, так и её произведения считались собственностью господина и назначение их вполне зависело от произвола последнего.
Бесермены название татар, преимущественно купцов, бравших на откуп сбор дани
Баскаки, даруги чиновники монгольского хана, ведавшие сбором дани и учётом населения в завоёванных землях; имели военные отряды, с помощью которых подавляли выступления покорённого населения против монголо-татарского ига. На Руси появились в середине 13 в., но уже в начале 14 в. ханы были вынуждены сбор дани на Руси передать в руки русских князей.
Белая Орда (Ак Орда) степной район на восток от Волги до Западной Сибири; одна из двух частей распавшейся в 14 в н.э. Алтын Орды (восточный Дешт-и-Кипчак), управлявшаяся сыном Джучи Батыем и его потомками-чингизидами; второй частью управлял другой сын Джучи - Орда-хан. С приходом Орыс(Арыс)-хана в 1332 г. фактически стала фундаментом Казахского Ханства. Столица - Сыганак.
Белые люди привилегированные, свободные от налогов и повинностей государству горожане
Бирючи (бирюч), в Древней Руси глашатай, объявлявший на площадях волю князя; помощник князя по судебным и дипломатическим делам.
Бобровники люди, получавшие в старину право от князей и других владельцев (в Малороссии XVII в. от гетмана) ловить бобров в их владениях.
Бояре княжьи мужи, из которых состояла старшая дружина князя, помогали князю в правлении и заведовали княжескими полками в походах (от «бои», «бить»; от «боляре», «болеющие о чем-то»; от «болий», «больший»)
Бояре введённые бояре, получившие особое княжеское пожалование за выполнение ответственных поручений князя (введен в первой половине XV века)
Бояре путные путники, бояре на Руси, получавшие в русских княжествах 14 - 1-й половине 16 вв. в управление административно-территориальные единицы пути.
«Бессинтезный путь» формирование всего строя жизни и отношений с большой долей своеобразия.

В

«Варяжские княжества» города, временно подчинявшиеся варягам и со временем превращавшиеся в политические образования (по определению В. Ключевского)
Великая замятня борьба за власть в Орде в сер. XIV века
Великие Четьи-Минеи свод оригинальных и переводных литературных памятников, состоящий из 12 томов (более 27 тыс. страниц). В него вошли сочинения, предназначавшиеся для «душеполезного» чтения, их состав был подобран и утвержден церковью и должен был регламентировать годовой «круг чтения» на каждый день. Составлен под руководством митрополита Макария.
Вервь соседская община на севере (от «веревки», которой мерили участки земли)
Вече народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел (от старославянского «вет» — совет). Вече возникло из племенных собраний славян. В летописях вече впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, Киеве — под 1068. С образованием древнерусского государства феодальная знать использовала вече для ограничения власти князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века). Вече не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала феодальным и городским верхам;[Источник?] однако оно предоставляло народным массам определённую возможность воздействовать на политическую жизнь. Феодальная знать поэтому стремилась уменьшить значение веча, а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков. Согласно точке зрения И.Я. Фроянова, несмотря на то, что представители знати (князья, бояре, церковные иерархи) являлись непременными участниками веча, и руководили его работой, они не обладали достаточными средствами, чтобы саботировать его решения или подчинять своей воле. В компетенцию вечевых собраний входил широкий круг вопросов — заключение мира и объявление войны, распоряжение княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами. В Северо-Восточной Руси, где города были ослаблены монголо-татарским вторжением, укреплявшаяся великокняжеская власть уже к концу XIV века ликвидировала вечевые учреждения. Однако во время обострения классовой борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму веча (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, и другие). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгородской (до 1478) и Псковской (до 1510) феодальных республиках, где он достиг наибольшего развития, а также в Вятской земле.
Вира древнерусская мера наказания за убийство, выражавшаяся во взыскании с виновника денежного возмещения. Величина виры зависела от знатности и общественной значимости убитого. Со становлением древнерусской государственности стала определяться писаным законом («Русскими Правдами») и уплачиваться князю. Постепенно вытесняла обычай кровной мести.
Вирник в древн. Руси лицо, взыскивающее виру, служебная должность при древнем княжеском суде; позже недельщик.
Воевода военачальник, нередко как правитель, совмещавший административную и военную функции. Термин это появился в X веке и часто упоминается в летописях. До XV века он обозначал либо командира княжеской дружины, либо руководителя народного ополчения. Титул использовался в средневековых Чехии, Боснии, Болгарии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Молдавии, Валахии и Трансильвании в качестве титула военачальника. В Болгарии командующие повстанцами во время оттоманского владычества также назывались воеводами (болг. войвода). В современной Польше воевода — должность главы воеводства, соответствующая губернаторской.
Военная повинность обязанность русских земель посылать людей в войско хана
Воин (мн. воины и вои), стар. воинственник, воинник, зап. вояк; служащий в войске, военный, солдат, ратай, ратник. Иду на вои воевати. Один в поле не воин. Такой воин, что сидит, да воет. Воин: сидит под кустом да воет. || Воинами, в отечественную войну нашу, назывались особое ополчение, набранное из одних удельных имений Великой Княгини Екатерины Павловны. Воеватель, воитель м -ница ж воевник, -ница, ратный воин на деле, сражавшийся особ. предводитель; || правитель охочий до брани, воинственный, возбуждающий войну. Военщина, собрание офицеров и вообще служащих в военной службе. На балу почти все военщина была (Наумов). Воинство, войско ср. военная сила, армия, рать, ополчение, в целом состав или в частях. Войско регулярное, строевое, стройное; нерегулярное боевое нестройное, напр. казачье. Нестроевым назыв. у нас небоевую часть войска, обозную. Казачьи войска нестройное, но строевое войско (боевое). Казачьи сословия наши образуют, каждое по себе, особое войско: Донское, Терское, Кубанское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Астраханское, Башкирское и пр. Войско морское сухопутное; войско пешее, конное. Войско, на Урале назыв. весь наличный комплекты казаков, которые осенью, зимой и весной рыбачат (Шейн). Воинство небесное, ангельские силы, лики ангелов и архангелов. Военный, о человеке, служащий в войске, о деле вещи, относящийся к войску, ратный, боевой, воинский; но обычно, разумеют, сухопутно военный, не морской. Военная краска, черная и белая, в косых клетках, с жаркими коймами. Воинственный, арх. воистый, готовый к бою, ко драке, к войне, мужественный, храбрый. Воист был Иванушка годинович, повоистее того Илейка Муромец, сказка. Воинственность ж. свойство бранелюбивого, готового на бой. Войсковой, войский, относящийся к войску, к нему принадлежащий; более употребл. о войсках казачьих. Войсковой атаман, главный начальник войска, наказный атаман зауряд-начальник, наместник. Войсковой товарищ, у малороссийских казаков, сперва были почетное звание заслуженных воинов, потом чин сотника. Войсковой есаул род старшего адъютанта, дежурного штаб-офицера управлявшего канцелярией. Воинствовать стар. быть человеком военным.
Волости единица административно-территориального деления России. В Древней Руси — вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчиненная городу. С конца XIV века — часть уезда, с 1861 — единица сословного крестьянского управления. Была упразднена Административно-территориальной реформой 1923-1929 годов. В настоящее время в ряде регионов России — сельская административно-территориальная единица, входящая в состав района. В других регионах волостям соответствуют такие единицы, как сельсовет, сельская Администрация, сельский округ, сомон. В Эстонии волость является сельской административно-территориальной единицей, входящей в состав уезда.
Волость святой Софии Новгородская земля
Волхвы особый класс людей, пользовавшийся большим влиянием в древности. Это были «мудрецы» или так называемые маги, мудрость и сил которых заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его Волхвы или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» - от простого невежественного знахарства до действительно научного знания. Родина В. - древний Восток, Волхвы или маги являются в качестве особого класса у мидян и персов. По свидетельству Геродота, они составляли одно из шести племен древних мидян, быть может, сосредоточивавшее в своих руках все религиозные функции, как это было, например, с племенем левитов у древних евреев. Но мидийское или персидское происхождение магов не может быть признано уже потому, что оно не захватывает существования волхвов в более отдаленные времена, у более древних народов, как, напр., ассиро-вавилонян.
Вотчина земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Синонимы вотчины: сеньория, поместье, манор. С VIII—IX вв. вотчина является господствующей формой землевладения в большинстве стран Западной Европы. В процессе формирования вотчины создавался аппарат принуждения (суд, администрация и т. д.). Крестьяне сохраняли свою общинную организацию (община, альменда). Вотчина различалась по экономической структуре (в зависимости от роли домена, типа эксплуатации крестьян), по величине, по социальной принадлежности вотчинников (светские, в том числе королевские, церковные), по юридическому происхождению прав вотчинников (феоды, аллоды).
Выморочный удел земельное владение, отходившее великому князю из-за отсутствия наследников

Г

Галицкие мужи боярство в Галицко-Волынской земле (с сер. XII века)
Городовые казаки постоянно служившие в южных крепостях России
Городовые области политические образования, развивавшиеся мирно без иностранного вмешательства и выраставшие их крупных рынков по пути «из варяг в греки» (по определению В.Ключевского)
Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, исполняли поручения местной администрации
Гость (от др.-рус «гостьба» — торговля) На Руси до XVI в. крупный купец, торговавший с другими городами, или с зарубежными странами. Гости Новгорода, Пскова, Твери, Москвы и других торговых городов объединялись в корпорации. Со второй половины XIV в. до середины XVIII в. — член высшей привелегированной корпрации купцов. Каждый гость имел от царя жалованную грамоту «на гостиной имя». Привилегии:
  • освобождение от тягловых повинностей,
  • свободный проезд за границу для торговли,
  • право приобретать вотчины,
  • подсудность непосредственно царю,
  • льготы в уплате пошлин.
За «бесчестье» гостя по уложению 1649 г. взымался штраф 50 руб. (за «бесчестье» крестьянина — 1 руб., посадского — 7 руб.) Состав гостей формировался по выбору правительства. В XVII в. в России было 20—30 человек гостей. Гости занимались также ростовщичеством, субсидировали более мелких торговцев. Среди гостей XVII в. богатством выделялись Никитниковы, Светешниковы, Гурьевы, Шорины, Шустовы, Федотовы-Гусельниковы, Усовы-Грудицины.
«Государев родословец» родословный справочник аристократических родов, составленный в сер. XVI века
Государева помога осуществлялась за счет средств “кормленичьего окупа”, давалась тем, кто вывел на смотр больше людей, чем полагалось или имел земли меньше 100 четвертей
Гриди собирательное название младшей дружины (от скандинавского «дворовая прислуга»), аналог - чади, отроки, детские; служили на княжеском дворе и участвовали в походах под командой воевод, получали от князя жалование
Губная реформа реформа местного управления в Русском государстве XVI века. Была вызвана обострением социальной борьбы. По этой реформе дела о «ведомых» лихих людях (разбойниках и ворах) были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам) из местных детей боярских. В помощь им из «лучших» (зажиточных) крестьян избирались губные целовальники. Губная реформа предоставила господствующему классу широкие возможности для использования губных органов в борьбе с антифеодальными выступлениями крестьян и холопов. Наиболее ранние губные грамоты относятся к 1539 году. К этому времени в Москве учреждается Разбойный приказ для надзора за деятельностью губных органов. В начале 40-х годов XVI века Губная реформа была проведена в большинстве районов России, завершена правительством Ивана Грозного к 1555—1556. Наибольшее развитие губная организация как форма местного самоуправления получила во 2-й половине XVI века в связи с образованием сословно-представительной монархии. В результате земской реформы Ивана IV губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, почти все уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах) и другие полицейские функции. В Москве 1555—1556 создана первая Уставная книга Разбойного приказа. В следующем веке губные старосты были ближайшими помощниками воевод.
Губные старосты выборная земская власть, учрежденная в первой полов. XVI в. с целью изъять из ведения наместников уголовные дела. Г. старосты подчинялись разбойному приказу; 1689 были заменены сыщиками, окончательно упразднены 1704.
Гуляй-город полевое подвижное укрепление из деревянных щитов с прорезанными в них бойницами, применявшееся рус. войсками в 16 в. Щиты Г.-г. перевозились за войсками в обозе, который назывался "град-обоз". Ведал Г.-г. специальный "гуляев-воевода". В боевых условиях применялись отдельные щиты или "острожки" из нескольких щитов как подвижные укрытия от огня. Щиты передвигались в сторону противника укрывшимися за ними стрельцами (пушкарями) летом на колёсах, зимой на полозьях. При расположении войск лагерем из щитов Г.-г. собирались также различные укрепления - стены и башни, при атаке крепостей - укрытия и штурмовые сооружения. Щиты скреплялись деревянными, железными и верёвочными связями и обмазывались глиной в противопожарных целях. Впервые о Г.-г. упоминается в описании похода русских войск на Казань в 1530. Г.-г. применялся при штурме Казани (1552) и других походах Ивана IV, сибирскими казаками и в битвах с крымскими татарами (1572)
Гостьба торговля

Д

Данники сборщики поземельных податей
Дворовая тетрадь составлена в 1522 году: полный список лиц Государева двора, представители которого формировали высший и старший командный состав армии, корпуса дипломатов и администраторов
Дворовые в Русском государстве зависимые лица (челядь, холопы и др.), жившие при дворе феодала и обслуживавшие его и его семью. В конце XVII — первой половине XIX вв. домашняя крепостная прислуга в помещичьем доме.
Дворовые дети боярские или дворяне высший слой служилых людей, которых записывали по уездам, где они владели землей
Двуполье способ обработки земли, при котором ежегодно половина земли оставалась под паром.
Делюи мастера
Дети боярские в XV—XVII вв. категория служилых людей “по отечеству”: мелкие феодалы на военной службе у князей, царей, бояр, церкви. В начале XVIII в. слились с дворянством.
Десятский до 1917 выборное должностное лицо из крестьян для выполнения полицейских и различных общественных функций. Обычно избирался на 10 дворов.
Дрябы пехотинцы, служившие в Казани (взяты в плен в Полоцке немцы и поляки)
Думные дьяки чин для незнатных членов Думы
Духовная грамота завещание в России XII—XVIII вв. Духовная грамота великих и удельных князей XIV—XVI вв.— важный источник по социально-экономической и политической истории Северо-Восточной Руси. В XVIII в. термин “духовная грамота” постепенно заменялся названием “духовное завещание”.
Духовные «дворяне государя» полная поддержка светской власти высшими церковными иерархами
Дым первая по времени славянская окладная единица. В XVI в. в числе сборов "подымное" или "поворотное", сбирался с каждого двора.
Дьяк (от греч. διακονος, diakonos — служитель) — начальник приказа. Например, посольский дьяк — начальник посольского приказа, думный дьяк — нижний чин в боярской думе. В начале русской истории являются в очень невидном положении, будучи личными слугами князя, притом очень часто несвободными; они хранят княжескую казну и ведут письменные дела князя. В такой роли существуют дьяки в XIII и XIV веках (само слово «дьяк» становится общераспространённым лишь в XIV веке; до того времени употребляется его русский синоним — писец). Образование приказов, требовавшее постоянных и опытных дельцов; проведение в местном управлении государственного начала в более чистом виде, чем при системе кормления; столкновение власти московских государей с аристократическими притязаниями боярского класса, вынудившее первых искать себе опоры в неродовитых служилых людях, — всё это привело к возвышению дьяков — грамотных, деловитых, худородных и вполне зависимых от воли государя. Уже великий князь Иван Васильевич первой статьёй своего Судебника (1497) предписывает, чтобы в суде бояр и окольничих присутствовали и (как надо заключить из других статей) участвовали дьяки. С учреждением приказов дьяки делаются их членами в качестве товарищей бояр или непосредственных начальников приказа. В XVI веке дьяки играют видную роль и в местном управлении, являясь товарищами наместников по всем делам, кроме предводительства войском (в отдельных случаях, впрочем, дьяки участвовали и в военном деле), и сосредоточивая исключительно в своих руках финансовое управление. Низший слой приказных людей, собственно писцы, уже отделился в это время от дьячества под именем подьячих; более приближались к последним и земские дьяки, явившиеся с организацией Иваном IV земских учреждений. Новый крупный шаг в возвышении дьяков составило проникновение их в государеву думу. Лихачёв полагает, что «участие дьяков в думе несомненно даже для XV века», хотя и соглашается, что «точный титул думный дьяк появляется лишь в последней четверти XVI столетия;» Ключевский приурочивает появление думных дьяков к образованию важнейших приказов, то есть к концу XV — нач. XVI в.; Сергеевич относит возникновение думных дьяков к началу XVII столетия. Самый титул впервые является в применении к Щелкаловым, которые именуются дьяками «Великого Государя ближние Думы». Думные дьяки обыкновенно бывали вместе с тем и начальниками четырех важнейших приказов: разрядного, посольского, поместного и Казанского Дворца. Число их не оставалось неизменным: в течение XVII-го века оно подвергалось значительным колебаниям (от 3 до 8). В думе дьяки не только были секретарями, но и пользовались равным с другими членами правом голоса в решении дел, хотя не сидели, а стояли (что, впрочем, соблюдалось, вероятно, только в присутствии государя). Значение дьяков было понято современниками уже в XVI в. и вызвало ожесточённые нападения на дьяков со стороны членов боярской партии. Тем не менее возвышение дьяков продолжалось, и в XVII ст. они составляли если не самый видный, то самый могущественный элемент в рядах московской администрации, участвуя во всех важных делах, иногда даже в качестве начальников над боярами (тайный приказ). В конце столетия всех дьяков в Московском государстве числилось около ста, служба их награждалась деньгами, причем цифра жалованья не была строго определена, и поместьями (по Уложению дьяки в московском уезде получают по 150 четвертей), они могли владеть и вотчинами. Думные дьяки считались по службе выше дворян, приказные занимали место после московских дворян. Несмотря на всю важность должности, с нею по-прежнему связывалось понятие об отсутствии родословной чести; в местнических счетах даже второй половины XVII в. противники укоряли иногда друг друга дьячеством как должностью очень низкой. Дьяки способствовали разрушению понятия о «чести», как о чём-то неподвижно связанном с родом, и своей деятельностью подготовили полную победу бюрократических принципов в управлении.

Е

Епити́мия или епитимья́ (от греч. επιτιμιον — наказание) — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры. Епитимия назначается разная, по степени грехов, по возрасту, положению и по мере раскаяния. Обычно назначаемые священником для совершения добродетели выбираются противоположными содеянным грехам. Так как епитимия не есть удовлетворение Богу за грехи, то можно и вовсе не налагать её на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. В настоящее время епитимия налагается редко и в основном на тех, кто «на всякую епитимию готовый», и если священник убеждён, что ни к отчаянию, ни к лености и нерадению епитимия не приведёт. Наложенная епитимия не может быть сверх возможностей человека.

З

Заволжские старцы иноки Белозерских и Вологодских монастырей, не соединённые никакой внешней связью. В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, как отдельная партия, по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившимися в борьбе с противоположной партией Иосифа Волоцкого. Основываясь на евангельском учении о любви и милостыне, З. старцы требовали на соборе 1490 г. а затем в двух посланиях (1504 и 1505 гг.), из которых второе до нас не дошло (первое напечатано в "Росс. Вивлиоф., ч. XVI), гуманного отношения к еретикам (жидовствующим): они предлагали лишь упорных еретиков отлучать от церкви, а раскаявшихся прощать совершенно. Старец Герман доказывал даже, что о еретиках нужно только молиться, а не судить их или наказывать. Это заступничество, а также некоторые другие черты сходства между жидовствующими и старцами — критицизм, обличение пороков монашества, сравнительная образованность — навлекли на старцев обвинение в еретичестве. Таким же образом истолковано было заявление, сделанное старцами на соборе 1503 г. о неприличии монастырям владеть землями и крестьянами. По их мнению, обладание землями ставило духовенство в зависимость от мирской власти, лишало его самостоятельности в столкновениях с последней, не позволяло обличать и сдерживать сильных мира, деморализировало монашество. Они считали такой порядок вещей противоречащим Евангелию, не согласующимся с жизнью древних русск. подвижников. Лучше раздавать богатство нищим, учили они, чем украшать храмы. Вообще, внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого. Несмотря на то, что старцы встречали полное несочувствие, даже вражду со стороны большинства, они открыто и резко высказывали свои мнения. Так, они протестовали против постановления собора 1503 г., лишавшего всех вдовых диаконов и священников права совершать богослужение. Развод Василия III с женой и новый брак его вызвали смелое осуждение со стороны заволжцев. В 1523 г. один из заволжцев, троицкий игумен Порфирий, был посажен в тюрьму за то, что вступился за кн. Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключенного в тюрьму, несмотря на клятвы и "опасные" грамоты вел. князя и митроп. Даниила. Во главе З. старцев стоял Нил Сорский, около которого группировались учитель его Паисий Ярославов, Вассиан Патрикев (см.), старец Герман († 1533), Гурий Тушин († 1526), Кассиан, еп. Рязанский, троицкий игумен Порфирий и др. старцы заволжских м-рей. Руководимые Нилом Сорским, старцы стремились к нравственному совершенствованию путем критического, сознательного изучения Священного Писания. Убежденные, что каждый, духовный или мирянин, должен учительствовать, старцы энергично пропагандировали свое учение. Страстные, живо изложенные послания Вассиана Патрикеева, вышедшие из школы З. старцев, распространяли гуманные начала этого учения, давали религиозной жизни современного русского человека внутреннее содержание и возрождали духовные, идеальные интересы, задавленные формализмом.
Закупы и рядовичи временно обязанные феодалу люди, попадавшие к нему в экономическую и политическую зависимость до момента возврата взятого долга
Запросы экстренные требования хана (кроме постоянной дани)
Засеки импровизированное оборонительное заграждение в лесистой местности. Одно из серьезнейших и наиболее трудно уничтожаемых препятствий. Устраивается из деревьев диаметром не менее 15 см, поваленных рядами или крест-накрест вершинами в сторону противника. Устраивается очень скоро. Иногда засеку усиливают, оплетая деревья проволокой. Затрудняет перемещение пехоты и исключает маневр кавалерии. Засеки известны с древнейших времён, применялись они и в войнах начала XX века. В Великую Отечественную войну советские войска устраивали в основном лесные завалы.
Засечная черта система оборонительных сооружений, применявшаяся с XIII века и получившая особое развитие в XVI—XVII веках на южных границах Русского государства для защиты от нашествия татар, а также в качестве опоры при наступлении на противника. Значительный интерес представляет «Большая засечная черта» Русского государства, которая входила в общую систему обороны страны, состоявшей из сторожевой казачьей службы, поселений служилого люда, укреплённых городов-крепостей (в 1630 их насчитывалось свыше 40), из засечной черты в полосе между Мещерскими и Брянскими лесами и тыловой линии по течению реки Оки. Первые сведения о засеках встречаются в Новгородской (за 1137—39) и Троицкой (за 1216) летописях. Новгородцы, псковичи, ярославцы и другие устраивали засеки на путях движения врага. В XIII веке на южных границах Руси стали применять для обороны засечные черты (линии), которые представляли уже довольно сложную оборонительную систему на путях движения монголов. Засечные линии состояли из засек в лесах и земляных валов на открытых местах с острожками или городами-крепостцами. Эти линии оборонялись особым земским ополчением, упоминаемым с XIV века под названием засечной стражи. Строительство «Большой засечной черты» Русского государства было закончено в 1566. В том же году Иван IV проверял её готовность в районе Козельска, Белёва, Болхова и в других местах. Засечная черта состояла из отдельных участков — засек. Оборонительные сооружения создавались из лесных завалов-засек, чередовавшихся с частиками-частоколами, надолбами, земляными валами и рвами в безлесных промежутках, и местами достигали в глубину 20—30 км. Для засечной черты использовались также местные естественные препятствия: реки, озёра, болота, овраги. На лесных дорогах ставились укрепления-крепостцы, башни, которые были вооружены пушками. Здесь же селились и ратные люди. Оборона засек возлагалась на пограничную засечную стражу, состоявшую из жителей, собираемых по 1 человеку на 20 дворов. Засечная стража (ополчение) насчитывала во второй половине XVI века до 35 тысяч ратных людей. Засеками ведали засечные приказчики, воеводы, головы, которым подчинялись поместные и приписные сторожа. Всей засечной чертой управлял пушкарский стол Рейтарского приказа (конец XVII века). Для покрытия расходов по укреплению засечной черты с населения собирались специальные подати — засечные деньги.Лесистые участки засек представляли большие удобства для обороны и надёжные убежища для населения при нашествии врага. Засеки назывались по месту их расположения, например Тульская, Каширская, Шацкая и др. В лесах, где проходила засечная черта, запрещалась рубка леса и прокладывание новых дорог и троп. За порчу засечных сооружений и порубку леса взимался штраф. Население проходило через засечную черту только в определённых местах — засечных воротах.Засечная черта служила не только для пассивной, но и для активной обороны и являлась рубежом, к которому стягивались войска из укреплённых городков и тыла страны. В районе засечной черты располагалась и постоянная подвижная армия, размещавшаяся в Переяславле-Рязанском, Михайлове, Пронске, Венёве, Туле, Дедилове, Крапивне, Одоеве, Новосиле и Мценске. В 30-х годах XVII века основной линией обороны подвижной армии были Рязань, Тула, Одоев. Штаб её находился в Туле, а передовой полк — в Мценске. В 1616 в подвижной армии было 6279 человек, в 1636 — 17005 человек.Система укреплений «Большой засечной черты» свидетельствует об оригинальном и высоком уровне военно-инженерного искусства Русского государства XVI и первой половины XVII веков.В 1638 были предприняты крупные работы по восстановлению засечной черты, которая к этому времени местами была разрушена. Составлено также её описание. В 1659—60 и 1676—79 вновь предпринимались попытки возобновления засечной черты, но, поскольку границы России продвинулись далеко на юг и потребовалось создание оборонительных сооружений значительно южнее, эти работы прекратились. В 1658—54 была возведена Симбирская засека, в 1652—56 — Закамская линия и др. Сохранившиеся до сих пор остатки «Большой засечной черты» взяты под охрану государства. Тульские засеки объявлены госдарственным заповедником.
Затинщики в XVI—XVII вв. категория служилых людей “по прибору” (название происходит от слова “затин” — пространство за крепостной стеной). Обслуживали крепостную артиллерию.
Земские бояре потомки родовых старейшин, племенных вождей, верховные дружинники - бояре, “княжьи мужи”; имели самый высокий статус
Земский собор существовал с середины XVI до конца XVII века и представлял собой собрание представителей различных слоев населения Московского государства для решения политических, экономических, административных вопросов.
Золотые пояса члены новгородского Совета господ

И

«Ивановы люди» дворовые люди Ивана Грозного
Игрушечный царь под именем царей или воевод выступали лидеры крестьянских и казацких волнений, авантюристы, искавшие легкой добычи
Избранная тысяча 1071 чел., расселенных вокруг Москвы в 1550 г., которые должны были всегда “быть готовыми к посылке”
Изгои и сироты выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы и поповичи, не выучившиеся грамоте (категория малоимущих и бесправных)
Иосифляне (осифля́не) последователи Иосифа Волоцкого, представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI веков, отстаивавшие крайне консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Выражали интересы крупного монастырского землевладения. Иосиф Волоцкий — обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. Главным оппонентом иосифлян в церкви было возглавляемое Нилом Сорским движение нестяжателей (в некоторых отношениях примыкающее к так называемой «жидовствующей ереси»), требовавшее возвращения к коллективизму и аскетизму раннего христианства и соответственного отказа от церковного имущества в общем и феодального землевладения монастырей в частности. На соборе 1503 иосифляне выступили с резким осуждением нестяжателей и временно поддержавшего их князя Ивана III Васильевича, отстаивая монастырское землевладение. В результате, Иван III перешёл на позиции Иосифа Волоцкого и созвал собор 1504, на котором нестяжатели и «жидовствующие» были осуждены как еретики и преданы анафеме, после чего последовали расправы над видными представителями нестяжательского движения. Иосифляне доминировали и на Стоглавом соборе 1551, на котором вновь осудили по сути нестяжательскую программу, на этот раз выдвинутую приближённым к Ивану IV Грозному монахом Сильвестром. В дальнейшем иосифляне инициировали осуждение Матвея Башкина и Феодосия Косого и гонения на их последователей, а также поддержали учреждение опричнины. Иосифляне выступали в качестве официальных идеологов православной церкви и монархической власти. Доктрина иосифлян строилась на теологической обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти, а также на утверждении преемственности Русского государства, оставшегося единственным оплотом православия после падения Константинополя в 1453. На этом основании иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589). К иосифлянинам принадлежал псковский монах Филофей, популяризатор концепции московского митрополита Зосимы «Москва — Третий Рим», на которой строилась официальная идеология русских царей.

К

Кабальное холопство особый вид холопства, возникающий и получающий юридическое определение в московском праве. Первые указания на этот вид холопства встречаются в памятниках с конца XV в. По своему происхождению, это — холопство из займа: должник личной службой во дворе кредитора погашал проценты на занятый капитал. Это определялось особым документом — служилой кабалой. Такая зависимость юридически прекращалась уплатой долга; но фактически уплатить долг было почти невозможно, так как весь труд должника шёл на уплату только процентов; новый же заем, для уплаты старого долга, вёл лишь к перемене кредитора, но не менял положения должника, отсюда ясно значение выражений — "попасть в кабалу", "выбиться из кабалы", указывающих на трудность положения закабаленного. В большинстве случаев оно было пожизненным. На это указывают предсмертные распоряжения рабовладельцев первой половины XVI в., которые прощали долги своим К. людям и тем самым освобождали их от К. зависимости. Без этого распоряжения К. люди поступали в зависимость к наследникам своих кредиторов. Кредиторы-завещатели отпускают К. людей на волю "по душе", вместе с полными холопами; значит они считали своих К. людей холопами, хотя эта неволя не получала законодательной санкции до указа 1586 г. Вообще указы довольно долго молчат о К. зависимости. Впервые лишь Судебник царский упоминает о служилых кабалах и вводит некоторые ограничения в практику К. права. По Судебнику запрещено: 1) выдавать служилые кабалы на суммы свыше 15 руб. и 2) превращать простую процентную (ростовую) кабалу в служилую. Вслед за тем (1559) запрещено брать служилые кабалы на лиц моложе 15 лет. Все эти ограничения нисколько, однако, не изменили характера К. зависимости В служилых кабалах обозначались сумма займа, срок его и обязательство служить за рост во дворе кредитора; в случае неуплаты долга в срок заемщик обязывался служить во дворе "потому ж по вся дни". Существенное изменение в положение К. вносить указ 1586 г., на основании которого, по примеру полного холопства, вводится доклад и для служилых кабал, т. е. все вновь составляемые кабалы должны были писаться под контролем правительственных учреждений и заносились в книги. Таким докладным К. людям предписывается от господ не отходить, денег по кабалам у них не брать, а отдавать в службу до смерти господ. С этих пор докладные К. и юридически сделались невольными и стали называться холопами и на официальном языке. Правила указа 1586 г. о докладных К. людях распространены указом 1597 г. на всех К., которые составили одну юридическую группу кабальных холопов. Прежняя пожизненная зависимость К. перешла в личное холопство по смерть кредитора; после смерти господина К. холоп становился вольным человеком и без уплаты долга: указ 1597 г. прямо оговорил, что жене и детям умершего до К. людей его дела нет, и денег по тем кабалам не указывать. Соответственно чисто личному характеру К. неволи, права господина над К. холопами оказались ограниченными: ему принадлежало право пользования силами холопов, без права распоряжения их личностями. Позднейшими мерами этот личный характер К. холопства ещё более подкрепляется: так, указом 1606 г. запрещено выдавать кабалы на одних и тех же лиц одновременно двум господам, даже отцу с сыном, брату с братом и проч. Для устранения злоупотреблений Уложение запретило господам брать на имя своих детей новые кабалы от холопов, без представления на них отпускных. К. холоп, таким образом, мог выдать на себя новую кабалу, только став вольным человеком. — Указ 1597 г. внес ещё одну новость в институт К. холопства, узаконив новый способ его установления: добровольная служба во дворе без всякого предварительного займа, если только она продолжалась более полугода, также превращала добровольного слугу в К. холопа; указ предписывает выдавать кабалы на таких добровольных холопов и против их воли, потому что "тот человек того добровольного холопа кормил и обувал и одевал". Уложение сократило этот полугодовой срок до 3 месяцев. Дети, родившиеся от подобных людей, по достижении 15-летнего возраста также обязаны были дать на себя служилые кабалы, в силу давности бескабальной службы. Когда, с одной стороны, К. холопство из службы за рост превратилось как бы в службу за самый долг без права его уплатить, а с другой — в К. холопство можно было попасть без всякого займа, старая форма кабал потеряла свой реальный смысл, хотя долгое время остается ещё господствующей. С половины XVII в. возникает новая форма кабал, где просто обозначалось, что такой-то бьёт челом во двор такому-то и служилую кабалу на себя дает, служити у господина по его живот. Новый тип К. холопства, созданный указами 1586 и 1597 гг., получает окончательную обработку в Уложении, где занимает выдающееся место по сравнению с старым, мало-помалу вытесняемым типом полного холопства. По Уложению, на вольных людей, поступающих в холопство, можно было выдавать только служилые кабалы, а отнюдь не полные грамоты. — Права господина над К. холопом, по Уложению, оказываются ещё очень широкими; господин не может только распорядиться личностью холопа — продать его, подарить, завещать и т. п. От произвола господина ограждены также жизнь и здоровье холопов. При возвращении беглых холопов их господам с последних берется запись, что они тех выданных холопов не убьют и не изувечат. Господа обязаны, наконец, кормить своих холопов: им запрещено ссылать их со двора для прокормления без отпускных; иначе таким холопам выдавались отпускные из холопьего приказа. По указу 1607 г. господам было, сверх того, предписано женить и отдавать замуж холопов и рабынь по достижении установленного возраста, под угрозой за нарушение указа выдавать безбрачным холопам отпускные; но этот указ в Уложение не вошёл. Имущественные права холопов по-прежнему оставались ничем не гарантированными. Уложение прямо запрещает холопам покупать и принимать в заклад вотчины, и покупать в городах дворы и лавки, предполагая тем самым значительные движимые имущества у рабов. Но эти движимые имущества ничем не ограждены от произвола господ: Уложение запрещает давать суд по челобитьям холопов, предъявивших иски к наследникам умерших их господ "в животах или грабежах", т. е. в присвоении или насильственном отнятии принадлежащего рабам имущества. De jure, следовательно, отпуск на волю К. после смерти их господ имел место без наделения их каким-либо имуществом; последнее вполне зависело от доброй воли господина. К. холопство просуществовало до петровских указов о ревизии, когда холопы и крепостные крестьяне составили одну общую массу крепостных людей.
Камень Уральские горы
Кита вязка жердей, которые применялись при постройке укреплений.
Княжата наименование в России 15-17 вв. потомков удельных князей (Рюриковичей и Гедиминовичей). Наиболее видные из К. входили в состав бояр, а с 18 в. стали титулованной частью дворянства.
Княжеская (дружинная) дума правительственный орган в Киевском государстве, самостоятельной роли в политической структуре не играла, её значение определялось положением дружинного слоя
Князья - кормленщики военные стражи оседлых поселений, получавшие за свои услуги вознаграждение в виде дани
Коммутация ренты замена барщины и оброка денежной формой ренты
Конюший придворный чин и должность в Русском государстве в XV—начале XVII вв. Ведёт своё происхождение от княжеского тиуна — конюшего XI—XII вв. С конца XV века конюший — начальник конюшенного приказа.
Кормленичий окуп общегосударственный налог, заменивший кормленичий доход
Кормчая книга (от церковно-славянского кормчий, старослав. кръмьчии - рулевой), сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран. Восходят к византийскому Номоканону, составленному в 6 в. константинопольским патриархом Иоанном Схоластиком. Во 2-й половине 9 в. Номоканон был переведён для болгарской церкви и затем распространён на Руси. С конца 13 в. Номоканоны в русской переработке получили назв. "К. к.", они дополнялись на Руси нормами светского права. В 1274 на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью К. к., переведённую около 1225 в Сербии с греческого языка на церковнославянский. В 13 в. появилась ещё одна разновидность К. к., где некоторые элементы болгарских и сербских К. к. были сведены воедино. Эта т. н. софийская, или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 и др. Синодальная К. к. получила широкое распространение и дошла до нас в большом количестве списков. В конце 15 - начале 16 вв. К. к. из-за значительного числа разночтений подверглись пересмотру. В 1650 была издана в типографии т. н. Иосифовская К. к., в 1653 - Никоновская (по имени патриархов Иосифа и Никона), в 1787 - т. н. Екатерининская К. к. Последнее издание К. к. - 1816.
Которы споры из-за владений при наследниках Ярослава Мудрого
Крамольники тверские бояре в 1485 г, изменившие своему князю Михаилу Борисовичу
Купа заём у феодала

Л

Лествичное восхождение, лествица особый порядок наследования престола у Рюриковичей, установленный Ярославом Мудрым: вслед за ВКК престол наследовал его средний брат, после его смерти - старший сын ранее умершего ВКК, после его смерти - старший сын среднего брата и т.д. Если князь ни разу не сидел на киевском престоле, его наследники также теряли это право.
Ловчий придворная должность, упоминается в источниках с XII в., с XVI в. — чин, с XVIII в. — егермейстер. Ловчий занимался организацией охоты. Различались ловчие: охотники, сокольничьи, псари, бобровники и др.
«Лучшие», «лепшие», «большие», «старейте мужи» знать на Руси в XI веке
Люди основное население Руси, термин обозначал все древнерусское общество, народ, мир

М

Местничество в средневековой Руси: порядок распределения служебных мест с учётом происхождения и служебного положения предков лица. Местничество было отменено приговором Земского Собора 1682 года (сначала было ограничено при Иване Грозном отменой системы кормлений, а в конце XVII века вовсе отменено)
Местные дворцы ведомства, управлявшие землями из центра, но разнесенные по разным центральным учреждениям
Мир соседская крестьянская община, волость на юге (сохраняется в выражениях «по миру пустить» и т. п.).
Московские стрельцы охраняли царя, несли караульную службу в столице, участвовали в военных действиях
Мытник сборщик торговых пошлин

Н

Надел пахотная земля, выделявшаяся семьям в пользование, затем переходившая в собственность
Нестяжатели духовное и политическое течение реформаторско-гуманистического толка на Руси в XV веке. Получило свое название потому, что его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества. Во главе нестяжателей изначально стал старец Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. Сторонники официальной церкви называли себя иосифлянами по имени своего лидера Иосифа Волоцкого. Нестяжатели вначале были поддержаны Иваном III, который видел в них силу, помогающую ему отнять у церкви часть ее земель. Впоследствии Иван III охладел к течению нестяжателей. При Василии III главой движения был Вассиан Косой. Однако вскоре нестяжатели были осуждены на церковном соборе 1531 г., а многие их стронники казнены или отправлены в ссылку. Вассиан был заточен в Волоколамский монастырь.
Новик подросток из дворян, детей боярских и городовых казаков в России в XVI—XVII века, поступивший на военную службу в 15—18 лет и впервые внесённый в десятни; так называются и дворяне, прослужившие на государственной службе ряд лет, но ещё не вёрстанные денежным и земельным окладом (см. Верстание), и неслужилые. Новик заносились в десятню по дворовому и городовому спискам и внутри них делились по нескольким статьям в зависимости от происхождения, имущественного положения и личных качеств. После 18 лет новики зачислялись в полк или на корабль и переходили в разряд служилых людей. Новиками, в частности, называли молодых дворян и детей бояр, отправленных за границу для изучения военно-морского дела.

О

Оборонное общество общество, складывающееся на Руси под влиянием давления кочевников, агрессии европейских государств, ограниченности выхода к морям и ориентированное не столько на активную внешнюю политику, сколько на защиту границ
Обояривание земель процесс превращения общинных угодий в частные владения, осуществляемы родовой знатью
Оброк термин, встречающийся в древнерусских памятниках вместе с термином "дань"; поэтому старые финансисты наши думали, что "под оброком разумеется всякий налог, собираемый натурой, или доход, получаемый с известного предмета" (Ю. А. Гагемейстер). Уже граф Д. А. Толстой не соглашался с этим определением и полагал, что "Оброк была подать с разных угодий и вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или какой другой однообразной ценностью". "Новейшие" исследователи, гг. Лаппо-Данилевский и Милюков, установили, что "в своём происхождении О. противоположен государственной подати, как доход, вытекающий из договорных, частноправовых отношений".
Опричнина 1) в XIV—XV вв. земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя 2) Название удела царя Ивана IV Грозного в 1565—72 с особой территорией, войском и государственным аппаратом. 3) Система внутриполитических мер Ивана IV в 1565—72 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.).
Ордынский выход дань, собираемая баскаками или бесерменами на Руси
Ордынцы посланники в Орду
Остроги постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый оградой из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4 − 6 метров. Изначально острогом называлась сама ограда из кольев. Начиная с XIII века, острог состоял из бревенчатого тына (ряда кольев) и так называемых тарас, то есть бревенчатых венцов. Бревенчатая ограда острога помещалась на плоской местности или на вершине небольшого земляного вала и была окружена с наружной стороны рвом. Острог чаще всего имел четырёхугольную форму. По углам четырёхуголника размещались башни. Для сообщения с полем использовались проезжие башни. Высота тына — 4—6 метров (2—3 саженей). Остроги различались по способу постройки. Стоя́чий остро́г — это острог с отвесно вкопанным тыном (брёвнами). Косо́й остро́г — это острог, у которого брёвна (тын) вкопанны с наклоном внутрь. Остроги раздичались и по сроку существования. Жило́й остро́г — постоянное поселение. Стоя́лый остро́г — временный укреплённый пункт для размещения «воинских людей». Острогами, в отличие от городов или городков первоначально назывались пункты второстепенного значения и с более слабыми укреплениями. Появились на Руси на рубеже XI—XII веков для защиты от набегов кочевников. В XIV — XVII веках подобные укрепления были распространены на южных рубежах русских земель, а с конца XVI — начала XVII века — и в Сибири. Использовались при создании засечных черт в целях укрепления русских границ.

П

Пашенная система земледелия двуполье или трехполье
Перелог степная зона: участок земли, бывший прежде под пашней, оставленный без обработки более года и заросший сорной растительностью; кратковременная залежь. При переложной системе земледелия плодородие почвы восстанавливалось естественным путем, затем участок вновь распахивался.
Пищаль общее название ранних образцов русского огнестрельного оружия. Пищали, появившиеся в конце XIV века, использовались для прицельной стрельбы по живой силе и укреплениям. Сущестовали как ручные пищали (известные под названиями ручница, самопал, недомерок), так и крепостные (артиллерийские пищали, пищали-орудия), предназначенные для стрельбы из-за укрытия. Первоначально их конструкция была очень схожей. Отличия в конструкции появлись в конце XV века с изобретением фитильных замков. В XVI веке появились ручные кремнёвые пищали, которые состояли на вооружении до XVIII века. Различали следующие виды пищалей-орудий: крепостные, осадные, стенобитные, полковые, полевые; железные (стальные), медные (бронзовые), чугунные. В качестве снарядов использовалась каменная картечь, рубленные куски железа, сплошные и разрывные ядра. Пищали-орудия состояли на вооружении до XVII века.
Повоз подать, свозившаяся к погостам
Погосты, повосты места, куда свозили дань (установлены кн. Ольгой в 945 году)
Подсечно-огневая система лесная зона: участок леса, который вырубали, раскорчевывали, деревья сжигали, золой удобряли почву, использовали 2-3 года и уходили на другой участок
Половник на Руси тот, норма эксплуатации кого доходила до 50%
Полюдье ежегодный объезд подвластного населения ("людей") древнерусскими князьями, боярами-воеводами и их дружинниками в 10-13 вв. с целью кормления и сбора податей. П. зафиксировано в арабских (Ибн Руста, Гардизи; 10-11 вв.), византийских (Константин Багрянородный; 10 в.) и в древнерусских (в летописях и грамотах 12 в.) источниках. По словам Константина Багрянородного, объезд людей производился в ноябре - апреле. По-видимому, князья во время П. останавливались в погостах - административно-хозяйственных центрах земель, где они кормились, а также производили суд над подданными.
Поповские старосты наблюдатели за нравственностью среди монахов и церковнослужителей
Порядная запись (от слова "ряд" - договор, сделка), документ, оформлявший на Руси различного рода договоры. В 16-17 вв. П. з. заключались на житьё крестьян, дворников, церковных дьячков, на выучку подмастерьев ремеслу, наём земли, на строительные (возведение городских стен, церквей и пр.) и т.п. П. з. - важный источник по истории экономической жизни и социальных отношений 16-17 вв. Особо велико историческое значение крестьянских П. з. В них оговаривалось предоставление землевладельцем новопорядчику участка земли, "подмоги" (инвентарь, скот, семена или деньги) на обзаведение хозяйством и временного освобождения его от государственных податей и феодальных повинностей. Во избежание невыполнения новопорядчиком взятых на себя обязательств и для удержания его на новом месте в П. з. в некоторых случаях оговаривалась уплата им неустойки, обычно значительно превышавшей "подмогу".
Порядок «симфонии» согласие двух ветвей власти (церковной и светской) при сохранении самостоятельности каждой из них в своей области
Посад первоначально, населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы. Во время нападения врага посад, обыкновенно, полностью уничтожался — если не врагом, то пожаром. Население посада или укрывалось в кремле, или погибало (если кремль был небольшим, либо враг подходил неожиданно, так что ворота крепости приходилось закрывать в спешке). Позже посадами стали называть населённые пункты, приобретшие городской статус, но не являющиеся городом в историческом смысле.
Посадник первоначально наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Впервые термин посадник встречается в «Повести временных лет» под 997. Позднее термин посадник стал означать название высшей государственной должности в Новгороде (XII—XV вв.) и Пскове (XIV—начало XVI в.), в которых после присоединения их к Русскому государству должности посадника были ликвидированы. П

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow