Управление в организационно-экономических системах

Система управления предприятием является иерархической системой:

Иерархическая система управления предприятия

На каждом уровне иерархии выделяют собственные субъекты и объекты управления. Для каждого уровня и для управления предприятием в целом характерно наличие следующих основных этапов - фаз управления. В зависимости от уровня объемы задач в этих фазах, способы их решения могут быть различны.

Фазы управления по каждому уровню:

1. планирование - разработка долгосрочных и краткосрочных планов работы предприятия, составление календарных планов выполнения мероприятия, составление календарных планов выполнения мероприятия, планов финансирования, планов производства, закупок, продаж и т.п.;

2. учет - сбор данных о деятельности предприятия и, возможно, внешних элементов среды;

3. анализ - обработка результатов учета, т.е. учитываемых данных внутри уровня;

4. регулирование - выработка и реализация решений по регулированию деятельности предприятия с целью достижения плановых показателей. Решения принимаются на основе различных видов анализа, сравнения фактических значений показателей с плановыми, анализа взаимного влияния показателей, сравнения с другими предприятиями, с работой предприятия в иной период и т.п. В результате анализа принимаются решения о регулировании деятельности подразделений предприятия и (или) регулировании принятых ранее планов.

Фазы управления

Подобные решения в общем случае называют управленческими решениями. Среди них можно выделить группы решений, относящиеся к разным уровням иерархий предприятия:

- организационные решения, связанные с изменением организационной структуры предприятия (например, реорганизацией отделов или служб предприятия). Такие решения принимаются относительно редко и в течение достаточно большого периода времени. Важным является то, что эффективность принятых организационных решений во многом обусловливает эффективность последующих решений;

- решения по планированию, которые связаны с принятием, корректировкой, регулированием планов хозяйственной деятельности предприятия (долгосрочных планов и стратегий развития предприятия, календарных планов, планов производства и т.п.). Принятие решений по планированию во многом связано рамками действующей структуры предприятия, в то же время сами планы на разных уровнях определяют задачи для дальнейших оперативных решений;

· оперативные управленческие решения связаны с выработкой вариантов реализации тех или иных планов в рамках действующей структуры предприятия, с оперативным регулированием деятельности подразделений с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

· Рассмотренные нами уровни управления представляют предприятие в вертикальном разрезе.

В горизонтальном разрезе можно выделить типовые составляющие сложного объекта управления «предприятие» и, значит, процесса управления:

- управление производством;

- управление сбытом;

- управление поставками;

· - управление формированием спроса (управление состоянием внешней среды - влияние на покупателя, влияние на законодателя и т.п.);

· - управление обеспечивающими подсистемами.

· Комплексное использование различных видов информации и автоматизация на этой основе всех фаз процесса управления предприятием осуществляется на базе корпоративных информационных систем (КИС). Под КИС понимается экономическая информационная система, предназначенная для комплексной автоматизации предприятия, обеспечивающая совместную деятельность многих работников предприятия, сбор, учет, анализ и использование данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в процессах управления.

Декомпозиция процесса управления предприятием:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: