Переход числительных в другие части речи

Имена числительные, являясь синкретичным классом слов и совмещая со значением числа или количества значения предметности или признаковости, могут переходить в другие части речи, прежде всего, в существительные и прилагательные.

Количественные числительные в их абсолютном употреблении, т.е. в значении отвлеченного числа, субстантивации обычно не подвергаются. Выделяются условия субстантивации числительных в количественном значении:

- при опущении существительных типа «'человек, мужчина» и т. п.: Трое вышли из леса;

- при опущении существительного «балл» числительное получает значение оценки: получить пять;

- если числительное выступает в индивидуально-номинативной функции (обозначает собственное имя лица): Мое имя - Девять, - откликнулся высокий и статный красавец, - и я вовсе не человек (Р.Рассел); Мы жмем руку Двадцать Девятому (В. С.);

- если числительное используется как название неодушевленных предметов, приобретая функции имени собственного: в доме восемь дробь один;

- в названиях игр: играть в двадцать одно;

- при качественном изменении значения числительного (обычно в устойчивых оборотах): Дай пять (руку).

Порядковые числительные субстантивируются в следующих условиях:

- при опущении существительного со значением «человек»: третий лишний;

- при перечислении: первое, второе, третье ...: Первое, в чем он уже заручился поддержкой представителя обкома, - свернуть на время работы по жилищному строительству. Второе - снять половину задания с Сотюженского леспромхоза... (Абр.);

- при обозначении времени суток в конструкциях: половина третьего, пять минут десятого;

- при обозначении числа того или иного месяца: второе мая, (числительное управляет существительным, что проявляется в неизменяемости названия месяца при склонении: второго мая, второму мая – так же, как в именных словосочетаниях типа: конец сентября, лист бумаги);

- при обозначении блюд: Дети первое едят плохо;

- в случаях ситуативной субстантивации типа Пятый опаздывает на два часа (ситуация ожидания на вокзале); Он учится в пятом (школьная ситуация); Шел тысяча девятьсот сорок первый (ситуация времени) и др.

Факты адъективации числительных первый, второй, третий отмечаются в названиях сортов продуктов или изделий, при качественной градации в таких, например, конструкциях: первый ученик в классе, второй человек в институте и т. д.

Многообразны трансформационные возможности числительного один: оно переходит в существительные (Один в поле не воин); в местоимения с неопределенной и указательной семантикой: Один человек вас спрашивает (какой-то, некий); Я одного мнения с вами (такого же, одинакового); в частицы с ограничительным значением: Один ты мне нужен (только ты); в наречия: Я сделал это один (в одиночку, самостоятельно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: