Проблемы местоимения в лингвистической литературе.
Особенности местоимения как части речи.
Классификaции местоимений по соотнесенности с другими частями речи.
Лексико-грамматические разряды местоимений.
Особенности склонения местоимений. Местоимения с неполной и нулевой парадигмой.
Переход других частей речи в местоимения (прономинализация).
Вопрос о переходе местоимений в другие части речи.
Проблемы местоимения в лингвистической литературе.
Проблема местоимений - одна из наиболее сложных проблем грамматики. Так как грамматические значения местоимений различны (это и предметность, и признаковость, и количественность и т. д.), морфологические и синтаксические признаки разнородны, многие исследователи отказывают местоимению в статусе отдельной части речи, распределяя их среди существительных, прилагательных числительных и наречий и т. д.
Однако многие лингвисты убедительно доказывают, что местоименные слова обладают функционально-семантическим единством, и это дает основание рассматривать их как отдельную часть речи. Высказывалась также мысль о том, что местоимения занимают особое промежуточное положение между знаменательными и служебными классами.
|
|
При широком подходе в класс местоимений включаются все слова с прономинальной семантикой, как изменяемые, соотносимые с именами (я, что, тот, сколько), так и неизменямые, которые традиционно относят к наречиям (там, где, туда).
Существует и крайне узкое понимание, в соответствии с которым в класс местоимений включают лишь небольшую группу слов, указывающих на лица и предметы типа я, он, кто, никто, кто-то и др.
Кроме того, есть и традиционная точка зрения, согласно которой к числу местоимений относятся все склоняемые слова с указательной семантикой (я, какой, несколько, себя и др.). Этот подход принят большинством вузовских учебников. В школьных учебниках нашли отражение и широкое понимание, и традиционное. В дальнейшем изложении мы будем придерживаться широкого понимания местоимений.