Среди теорий происхождения государства и права особенно распространенными являются следующие.
Теологическая теория. Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Ее представителями были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос об истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, в конечном счете, вопрос веры.
Патриархальная теория. Возникла в древности. Ее основателем был Аристотель, однако, подобные идеи высказывались и Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н. Михайловским, Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца.
Органическая теория. Эта теория возникла в XIX веке. Её представителями были Г. Спенсер, Вормс, Прейс. В соответствии с органической теорией, само человечество возникает как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм- государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом. Низшие классы обеспечивают его жизнедеятельность.
|
|
Теория насилия. Возникла в XIX веке, ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, т.е. завоеванием одним племенем другого. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство, и принимаются законы. Марксистско-ленинское учение к этой теории относилось избирательно.
Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий. Они объясняли появление государства и права через свойства человеческой психики, т.е. потребностью подчиняться и быть зависимыми от элиты.
Теория общественного договора. Эта теория была сформулирована в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева. Согласно этой теории в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок, возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
Ирригационная теория. Ее представителем является современный немецкий ученый К. Виттфогель. Возникновение государства он связывает с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных областях.
|
|
Историко-материалистическая теория. Она характеризуется двумя аспектами. Первое-государство возникает как продукт непримиримости, классовой борьбы, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второе — в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сфера. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
Отличительные признаки государства:
• организация публичной власти;
• организация всеобщего властвования на определенной территории;
• организация принудительного насилия;
• организация, существующая за счет налогов;
• суверенная организация (внутренний и внешний суверенитеты).
Государство — это организация власти, т.е. системы
правоотношений между субъектами права на определенной территории.
Государство — это машина подавления одного класса другим. (В. И. Ленин).
Право — это правила поведения, издаваемые государством и имеющие общеобязательный, официальный характер.
Право — это возведенная в закон воля господствующего класса. (В. И. Ленин).
Социальное предназначение государства целесообразно определить через следующие его качества:
1. Государство — универсальная организация;
2. Государство — социальный арбитр;
3. Государство — легализованное принуждение.
Контрольные вопросы
1. Теологическая теория.
2. Патриархальная теория.
3. Органическая теория.
4. Теория насилия.
5. Психологическая теория.
6. Теория общественного договора.
7. Ирригационная теория.
8. Историко-материалистическая теория.
Рекомендуемая литература
1. Учебник ТГП.
2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // ж-л «Государство и право», 1993 г., № 7, стр. 12-20.
3. Чиркин В.Е. Три ипостаси государства // ж-л «Государство и право», 1993г., № 8. стр.107-115.
4. Локк Джон. «Избранные философские произведения в двух томах». — Москва, 1960 год. Том второй.
5. Гоббс Томас. «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского». — Москва, 1936 год.
6. Руссо Жан-Жак. «Об общественном договоре, или начала политического права». — Москва, 1906 год.
7. «История политических и правовых учений». Учебник для ВУЗов. Под редакцией В.С. Нерсесянца. — Москва, 1998 год.
8. Нерсесянц В.С. «Философия права». — Москва, 1997 год.
9. Мелехин А.В. «Курс лекций». — Москва, 2001 год.
10. Лазарев В.В., Липень СВ. «Теория государства и права». Спарк 2000 год.
11. Венгеров А.Б. «Теория государства и права». Юриспруденция, 2000 год.
12. Графский В. Г. Основные концепции права и государства в современной России (По материалам «круглого стола» в Центре теории и истории права и государства ИГП РАН). //«Государство и право». 2003, № 5, с. 5-33.
1. 13. Серегин Н. С. Всероссийская научно — теоретическая конференция «Понимание права», посвященная 75-летию со дня рождения профессора А. Б. Венгерова (1928—1998). //«Государство и право». 2003, № 8, с. 102-113.