Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как одним из основных средств властвования. Через право государство проводит в жизнь свои функции, решает свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других — организует их исполнение, в третьих — обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы осуществления функций:
1. Правотворческая — государственная деятельность, выражающаяся в разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые.
2. Правоохранительная — государственная деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за соблюдением и исполнением норм, а также в применении принудительных мер к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами между отдельными лицами и т.д.
|
|
3. Правообеспечительная — государственная деятельность, выражающаяся в принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового акта по строительству, назначение гражданина на должность.)
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию — «функция государства».
2. Назовите и охарактеризуйте внутренние и внешние функции государства.
3. Какие функции советского государства носили временный характер?
4. Как взаимосвязаны между собой понятия: цель, задачи и функции государства?
5. Охарактеризуйте основные черты форм осуществления функций государства.
Рекомендуемая литература
1. Учебник ТГП.
2. Конституция России.
3. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: Необходимость новых подходов: // Советское государство и право, 1990 г., № 10.
4. Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910г.
5. Морозова Л.А. «Функции Российского государства на современном этапе». // Ж-л «Государство и право», 1996г., № 6.
6. Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. М., 1996.
7. Теория государства и права / под ред. А.Б. Венгерова. Ч. 1. М., 1989.
8. Теория государства и права / под ред. Королева. Л., 1987.
9. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве // Советское государство и право. 1992. № 5.
|
|
6. Механизм государства 6.1. Понятие и содержание механизма государства
Механизм государства — это «набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей (должностных лиц и представителей власти). Механизм государства воплощается в государственном аппарате и процессе его функционирования — выполнении этим аппаратом функций государства.
Государственный аппарат — сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». В первом случае — это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Во втором — это органы власти национально-государственных; национально-административных и административно-территориальных образований. (Подробно все это изучается в курсе административного права).
Конституция Российской Федерации (статья 10) закрепила три самостоятельные «ветви» власти, реализовав принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, социальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами.
Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Из них основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.