Формирование рыночных отношений в России

Экономическая реформа народного хозяйства России имеет глубокие корни и является составным звеном радикального обновления сложившейся социально-экономической системы. Знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности


российского общества — его истории и культуры, геополитического положения, сложившейся системы ценностей.

Мировой опыт становления и функционирования современной рыночной экономики диктует необходимость: создания развитого рыночного механизма; учет конкретно-исторических особенностей страны; функционирования сложной системы социальных институтов, создание нерыночного сектора (экология, фундаментальная наука,национальная культура).

Ход реформ в зеркале цифр социально-экономического развития России показал, что не были учтены особенности российской экономики, широта ее хозяйственных связей со странами ближнего зарубежья, психологические установки и стереотипы массового сознания. В начале государство не имело опыта регламентации рыночных отношений. Поэтому как- бы по инерции наблюдалась излишняя зааргументированность экономических отношений.

Достаточно отметить, что в 1996г. в России было 27 видов федеральных налогов, и 70 видов налогов имели право вводить субъекты федерации и органы местного самоуправления. Для сравнения: в США — 10 федеральных и 4 местных налога.

В октябре 1999 г. в народном хозяйстве России осталось 15-17 процентов платежеспособных систем и структур. Из 89 субъектов Российской Федерации только 15 являются донорами. Москва вносит 25% бюджета страны. Следует отметить, что в Москве по некоторым оценкам аккумулируются до 80% денежных средств государства. Среди 30 самых быстро растущих банков 24 — это московские. Среди 100 крупнейших банков России по размеру собственного капитала (на 1 октября 1999) 76 — это московские банки и только 6 — Санкт-Петербургские. Крупнейшим банком мира, активы которого составляют 1,25 триллиона долларов стал японский Mizuho Financial Group.

В России продолжается поиск наилучших государственно-правовых решений в этой сфере. Если признать рынок регулируемым, в определенных рамках и строго обозначенных формах, то главная задача правотворчества будет состоять в определении границ и способов правового регулирования экономики с максимальным учетом возможностей ее саморегуляции.

Государствам, вступающим в период проведения кардинальных реформ во всех сферах общественной жизни и, в первую очередь, в экономической — полезно помнить точку зрения Дэн Сяопина:

реформы имеют смысл лишь в том случае, если они:

1. Стимулируют рост производства;

2. Улучшают жизнь народа;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: