Умножают совокупную мощь страны

Претворяя в жизнь это учение, Китай за 20 лет: увеличил производство в 7 раз; потребление на душу населения — в 3,5 раза; валовой внутренний продукт увеличился в 5,5 раза и составил около


одного триллиона долларов. В 2003 г. внешнеторговый оборот Китая достиг 851 миллиарда долларов (4-е место в мире), а объем иностранных инвестиций — 53,5 млрд. долларов. Валовый внутренний продукт увеличился на 9% и впервые превысил 1000 долларов на душу населения.

Размер золотовалютного запаса — это один из важных макроэкономических показателей эффективности развития экономики, а его постоянный рост — стабильности экономики государства. В 2000 году этот показатель характеризовался следующими цифрами: Япония — 273 млрд. долларов; Китай — 153; Тайвань — 102; Гонконг — 89; Германия — 83; Сингапур — 76; США — 75; Казахстан — 2; Узбекистан — 1,15.

За последние четыре года в России осуществляется постоянно стабильный процесс повышения уровня золотовалютных запасов. Об этом свидетельствуют следующие статистические данные. По состоянию на 7.01.2000г. он составлял только 12,3 млрд. долларов. В июне 2000 года эта цифра выросла до 20 млрд долларов, а в конце сентября — до 24,7млрд долларов. В июле 2001 г. — 36,2; в апреле — 38,5 млрд долларов. В июле 2002 г. — 42,5 млрд долларов. В сентябре 2003 г. — более 62 млрд долларов, а во второй половине декабря — более 72 млрд. долларов.

По данным Центрального Банка России на 1 января 2004 г. золотовалютные резервы России составили 76,938 млрд. долларов. На 1 февраля 2004 г. его объем составил уже 84 млрд. долларов. За 2003 г. они увеличились на 29,145 млрд. долларов. Объем золотовалютных резервов России продолжает постоянно и стабильно возрастать. По мнению специалистов, для того, чтобы Центральный Банк России мог влиять на формирование курса основных валют, его запасы должны составлять порядка 200 млрд долларов.

Российское государство по прежнему стоит перед решением нелегких экономических и социальных проблем. За 90-е годы объем ВВП России сократился почти в 2 раза и в 1999 году составил 4,476 триллиона рублей. По совокупному размеру ВВП Россия уступает США в 10 и Китаю — в 5 раз. Размер ВВП на душу населения в России примерно в пять раз ниже среднего показателя стран «большой семерки». В 2003 году на долю Китая (рост ВВП 7,5%), Индии (5,6%) и США (4%) пришлось почти 40% мирового ВВП.

Показательна динамика изменений размера ВВП России за последние годы. В 1996 г. падение ВВП страны еще продолжалось и составило 3,6%. В 1997 г. произошел рост ВВП на 1,4%. В 1998 г. ВВП снизился в очередной раз на 5,3%. Во все последующие годы происходило только увеличение ВВП: в 1999 г. — на 6,4%; в 2000 г. — на 10%. По уточненным данным Госкомстата рост ВВП страны за 2001 г. составил 5,1%, а за 2002 г. — 4,7%. В 2003 г. рост российской экономики составил 6,8%. Однако замедлился рост потребительского сектора, сохранилась большая безработица. Продолжился рост


дифференциации населения по доходам. Отмеченные негативные факторы не прибавляют стабильности общественным отношениям и являются предупреждением государственным структурам о необходимости внесения изменений в проводимую социально — экономическую политику.

Производительность труда в России составляет в шесть раз меньше от аналогичных показателей США. Совокупные денежные доходы россиян, рассчитанные по методике ООН, составляют менее 10% аналогичного показателя граждан США.

По оценке Международной организации труда (МОТ) средняя ежемесячная зарплата за 2003 год в ряде стран составила: Япония — 3100 долларов; США — 2800; Великобритания — 2700; Франция — 2550; Германия — 2370; Канада — 1650; Южная Корея — 1350; Чехия — 525; Польша — 490; Бразилия — 350; Россия — 350; Китай — 120; Египет — 100; Эфиопия — 15 долларов1.

Для России сейчас практически исключены любые преобразования, которые сопряжены с возможным ухудшением жизни людей. В противном случае нельзя исключать возможность возникновения острых социальных конфликтов, носящих массовый характер. Насущной проблемой для страны является бедность большей части его населения. В 1998 году средний мировой показатель подушевого дохода составил около 5000 долларов в год, а в России — 2200. После августовского кризиса 1998г. — 500 долларов.

Представляются перспективными следующие направления в использовании правовых методов решения экономических проблем:

• установление целей социального развития;

• закрепление равноправия различных форм собственности;

• определение круга субъектов рыночных отношений;

• запрещение антиобщественных и отсюда преступных форм и методов хозяйствования и коммерции;

• четкая регламентация порядка разрешения «рыночных» дел;

• установление юридической ответственности.

Таким образом, жизнь в очередной раз подтвердила, что нельзя, руководствуясь даже самыми благими намерениями, ускорить ход преобразований, игнорировать уроки мирового опыта и отрываться от жизни. Возрождение экономической мощи России возможно лишь при всемерной поддержке отечественного предпринимательства, сохранения и умножения ее интеллектуального и научно-технического потенциала, обращения к лучшим традициям ее многонационального народа.

Одной из первоочередных задач выхода из кризиса является стимулирование производства, деловой активности. Для этого со стороны государства необходимо осуществить:

1 Бутаев В. Почему русские работают больше американцев, а получают меньше. // г-та «Комсомольска правда» от 26 сентября 2003 г.


• налоговые льготы;

• снижение процентных ставок по кредитам;

• освобождение от налогообложения прибыли, идущей на инвестиции, и т.д.

Помимо этого, существует необходимость формирования институтов и субъектов рыночной экономики, ее правовой базы. Это позволит последовательно выдерживать магистральное направление реформы экономики. Кроме принятия «рыночной» правовой базы очень важно заставить ее работать на практике. В противном случае намеченные планы так и останутся не реализованными.

Среди управленческих аспектов управления экономической реформой подчеркивается важность проведения жестких мер со стороны государства по осуществлению антимонопольной политики.

Немаловажен и такой аспект управленческой деятельности, как поиск и обучение предпринимателей, знающих условия рыночной экономики и умеющих работать в новых условиях. Одной из постоянных задач государства является формирование управленческой культуры и деловой этики.

В.В. Путин, будучи исполняющим обязанности президента России считал, что на данном этапе роль государства в экономике не должна сводиться только к выработке правил игры (нормотворчеству) и контролю за их соблюдением. Для России это вопрос будущего.

Сейчас государство в этой сфере общественной жизни должно руководствоваться следующим принципом: «Государства там и столько, сколько необходимо; свободы там и столько, сколько нужно». По прошествии трех лет согласно приведенным выше показателям экономическая ситуация в стране заметно стабилизировалась. Однако от этого государство не должно утрачивать свою ведущую роль в разработке приоритетных направлений дальнейшего развития экономики.

Подобная позиция Президента России основывается на особенностях формирования в стране «олигархического капитализма». Уже в 2000 г. группы олигархов полностью сформировались и, используя «особенности» прошедшей в стране приватизации, создали условия для беспрепятственного обогащения. В этих целях они получили возможность оказывать серьезное влияние не только на законотворческие и нормотворческие процессы, но и что особенно важно, на формирование кадровой политики государства. Во все ветви власти на всех ее уровнях назначались «свои» люди. Вплоть до 2004 г. не только продолжались, но и наращивались махинации с налогами. Усиливалось проникновение олигархических групп во властные структуры

. Государство посредством принятия ряда мер показало, что твердо намерено отказаться от такого характера экономического и политического развития не путем пересмотра результатов приватизации,


а установлением строгого режима законности действий всех субъектов российского права.

По мнению специалистов, основные направления государственной деятельности, прежде всего, должны быть ориентированы на:

стимулирование динамичного экономического роста;

проведение активной промышленной политики;

осуществление рациональной структурной политики;

формирование эффективной финансовой системы;

вытеснение теневой экономики и ликвидацию организованной преступности;

последовательную интеграцию в мировые хозяйственные структуры;

проведение современной аграрной политики.

Контрольные вопросы

1. Каким образом экономика оказывает влияние на государство и право?

2. В чем заключается отличие социалистических экономических отношений от рыночной экономики?

3. Назовите обстоятельства, послужившие причиной для проведения экономической реформы в России.

4. Почему возникла необходимость смены стратегического курса экономических преобразований в России?

5. Какие экономические задачи необходимо решить в первую очередь на современном этапе развития России?

Рекомендуемая литература

1. Конституция РФ

2. Учебник ТГП.

3. Путин В. Россия на рубеже тысячелетия. // «Российская газета» от 31.12.99 г.

4. О ходе экономической реформы в Российской Федерации // Постановление съезда народных депутатов Российской Федерации от 5.12.1992 г. В ж-ле «Ведомости СНД и ВС РФ,1992 г., №, с.3-142

5. Абалкин Л. Размышления о стратегии и тактике экономической реформы. // ж-л «Вопросы экономики», 1992г. №2, c. 3-11

6. Баренбойм П. «Три кита» правового обеспечения экономической реформы // ж-л «Советская юстиция», 1997г., №15, с.11-52.

7. Ельцин Б.Н. Об укреплении Российского государства. // «Российская газета», 1994 г., № 37 от 25 февраля.


8. Доклад Генерального секретаря ООН (май 1994г.) «Развитие и международное экономическое сотрудничество» // ж-л «Государство и право», 1995г., №1.

9. В Овчинников. Осада вместо штурма. // Российская газета от 28.02.1996 г.

Ю. Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. II Российская газета от 21.08.01

11.В Овчинников. Когда караван поворачивает, последний верблюд становится первым. // «Российская газета» от 11.01.1996 г.

12.Р. Медведев Посрамление оракулов: Россия пошла в рост. // Российская газета от 01.02.2000 г.

13.М.Я. Лойберг, История экономики, М., ИНФРА-М, 1997 г.

14.Я.С. Ядгаров, История экономических учений, М., ИНФРА-МД997 г.

15.Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации «России надо быть сильной и конкурентоспособной». //Российская газета от 19.04.02 г., № 71.

16.Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы). Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа

2003 г. №1163-р. //Российская газета от 2 сентября 2003 г. № 173.

17. Евгений Примаков: 2003-й — итоги, 2004-й — начало.
//Российская газета от 15 января 2004 г. №3.

^. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта

2004 г. №136 «Об утверждении Типового положения об органе
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов». // Российская газета
от 10 марта 2004 г. № 47.

19. 19.Программа социально — экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 — 2005 годы). Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 1163 — р. //Российская газета от 2 сентября 2003 г. № 173.

20. Всеволод Овчинников. Проект «Надежда». (В Китае борьба с нищетой стала генератором роста). //Российская газета от 2 марта 2004 г. № 41.


23. Правовое государство 23.1. Становление и развитие идеи правового государства

Формально термин «правовое государство» появился в начале XIX века в трудах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и др.

Однако зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, установления и сохранения свободы, господства права и закона прослеживаются в рассуждениях передовых для своего времени людей, мыслителей-философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран Древнего мира.

В знаменитых диалогах под названием «Государство», «Политика», «Законы» и других древнегреческого философа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях».

Тирания, неизбежно приходящая, по мнению Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, заключал Платон, «где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового государства, развивались и в работах ученика Платона, Аристотеля.

Выражая свое отношение к государственной власти, праву и закону, Аристотель постоянно проводил мысль о том, что «не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права». Там, где отсутствует «власть закона», делал вывод Аристотель, там нет места и (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем».

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, свободе, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гуманистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях».


Что такое государство? Чьим достоянием оно является? — спрашивал Цицерон. И тут же отвечал: достоянием народа, понимаемым не как «любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом», а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Государство, пояснял Цицерон, с точки зрения его соотношения с правом есть не что иное, как «общий правопорядок». В основу права он неизменно вкладывал присущие человеческой природе разум и справедливость.

Будучи глубоко убежденным и последовательным сторонником естественного права, Цицерон исходил из того, что права и свободы человека не даруются и не устанавливаются кем-либо и по чьему бы то ни было желанию или велению, а принадлежат ему по самой природе. Оперируя понятием «истинного закона», Цицерон рассматривал его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им...»

Важным в плане формирования идей, заложивших первые камни и составивших впоследствии (в видоизмененном, приспособленном к изменившейся действительности виде) основу теории правового государства, явился сформулированный Цицероном правовой принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Важным оказалось выработанное им положение, в соответствии с которым любому закону должно быть свойственно стремление хотя бы «кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Им выдвигались призывы к человеколюбию, «законосообразности», к борьбе за свободу и справедливость, за гуманистическое отношение государственных органов к свободным гражданам и даже рабам.

Гуманистические мотивы, идеи духовной свободы всех людей независимо от их занятий и положения в обществе особенно громко и требовательно звучали в многочисленных трактатах Сенеки. Среди них выделялись трактаты «О счастливой жизни», «О милосердии», «О спокойствии души», «Нравственные письма к Луцилию», трагедии «Медея», «Агамемнон», «Эдип» и другие.

Подобные человеколюбивые, гуманистические мотивы, трансформировавшиеся немедленно или по истечении определенного времени в соответствующие государственно-правовые взгляды и доктрины, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон, развивались не только в Древней Греции и Риме, но в Древней Индии и Китае. В Китае, например, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствовавшему в стране рабовладельческому


строю проводилась мысль о том, что «в государстве должен царить порядок», основанный на законе. Утверждалось, что государь, если он хочет до конца жизни не подвергаться опасности, должен быть справедливым, а «управление страной должно соответствовать спокойствию», быть спокойным. Нельзя силой насаждать порядок в стране, ибо «страна управляется справедливостью».

Эти данные и перекликающиеся с ними мысли и воззрения наивно было бы включать напрямую в их первозданном виде в систему принципов и идей, формирующих современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда доставало строгой логичности, определенности и последовательности.

Однако, несмотря на своеобразные суждения и умозаключения древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.

Разумеется, до полного завершения процесса создания данной концепции правового государства было еще очень далеко. Предстояло пройти огромный интеллектуальный путь, измерявшийся даже не столетиями, а тысячелетиями. Очень много было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII-XX веков.

Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724—1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689—1755гг.) и других европейских просветителей XVIII и XIX вв. (Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Руссо). Они полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно придти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском


государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.

Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам:

1. Источником нравственных и правовых законов выступает свободная воля людей;

2. Человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;

3. В своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»;

4. Правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;

5. Право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;

6. Государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.

А государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии — это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния.

Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине XVIII—XX вв., включает: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и


не в обилии законодательных актов. Суть государства правового — именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его.

Идея правовой государственности испытала на себе влияние различных социальных сил: демократические движения придали ей прогрессивный характер, углубили общечеловеческие начала, связали с реальными позитивными процессами современной цивилизации и культуры; реакционно-консервативные силы попытались и пытаются под личиной идеи господства права скрыть антинародные режимы. В свое время фашистское государство в Германии было объявлено правовым. Под этим флагом насаждалось безоговорочное подчинение населения расистским законам власти, полное подавление личности в интересах нации, насильственное установление правопорядка на оккупированных территориях соответственно немецкому (арийскому) духу германского народа. Оправдывалось его якобы естественное право на расширение жизненного пространства, уничтожение народов, принадлежащих к низшей расе. Подобный пример в истории человечества не единственный. В этом смысле концепция правового у государства испытала судьбу любой великой демократической идеи. Она не избежала попыток со стороны отдельных слоев, групп или партий использовать ее авторитет в своих интересах. Рано или поздно такая антисоциальная политика себя неизбежно разоблачает и завершается крахом, но при этом наносит подчас огромный ущерб обществу. Воплощение демократической идеи правового государства, соответствующей ее действительной прогрессивной сущности и подлинной гуманности — достаточно длительный поступательный процесс. Ошибочно полагать, что правовое государство можно установить каким-либо декретом, и его формирование целиком зависит только от идеологического выбора. Образование правового государства представляет собой политико-правовое олицетворение глубочайших социально-экономических и нравственно-культурных сдвигов, затрагивающих все стороны жизни общества.

Значительное освещение и развитие идея правового государства нашла в произведениях современных западных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда государств.

Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в Конституции Испании 1978 года, провозглашающей в п.1 ст. 1 о том, что Испания — это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм». Она закрепляется в Основном законе ФРГ 1949 года, в статьях 20 и 28 провозглашающих, что «Федеративная Республика Германии является


демократическим и социальным федеративным государством» и что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего Основного закона». В статье 1 Конституции России (1993 г.) также отражено, что Россия является «правовым, светским государством» с федеративным устройством. Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых государств.

В условиях плюрализма мнений и идеологий можно по-разному воспринимать идеи правового государства, также как и их интерпретацию. Однако одно остается бесспорным. Теория правового государства в целом, равно как и ее основные положения, всегда отражала общечеловеческие ценности и интересы.

Формирование правового государства — сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь экономической, политической и правовой реформ, создания нравственных устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построения цивилизованного, демократического и гуманистического, гражданского общества.

Как уже было отмечено, правовое государство невозможно декретировать, его становление предполагает генезис особых правовых отношений между гражданином и государством, между органами власти, управления и суда, принципиально обновленное взаимодействие между обществом, правом и политикой.

В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689 г.); в США — Декларации о независимости (1776 г.); во Франции — Декларации прав человека и гражданина (1789 г.). В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX века. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определенными оговорками.

Характерной чертой формирования правового государства в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения явилось следующее. Все они оказывались связанными с подъемом материального и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьбой трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека, провозглашением примата прав над политической силой.

Так, Декларация 1789 г. устанавливала: «Цель всякого политического союза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека» (ст. 2), «обеспечение прав человека и гражданина делает необходимым наличие государственной силы» (ст. 12).


Идея незыблемости прав личности, гарантируемых властью, обрела характер высшей общенациональной ценности и получила международное признание во Всеобщей Декларации прав человека 1948 г., в заключительном акте Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Итоговом документе Венской встречи 1989 г. Примат международного права в мировой политике — непременный элемент в межгосударственных отношениях. В противном случае мировое сообщество может занять жесткую позицию к отступившему от этого правила государству.

В России движение к созданию правового государства было
заложено реформами 60-х годов XIX в. (отмена крепостного права). На
путь реального его создания можно было встать после Февральской или
Октябрьской революции, принятия Декларации прав трудящихся и
эксплуатируемого народа. Однако установление диктатуры
пролетариата, гражданская война, период «военного коммунизма», а
несколько позже — отказ от нэпа и утверждение авторитарного режима,
основанного на попрании прав и свобод человека, массовые
противоправные репрессии, принижение закона и правосудия на долгие
годы прервали процесс формирования в стране правового государства,
утвердили примат политики силы государства над правом. Сама идея
правового государства была объявлена сугубо враждебной и
реакционной, категорически отрицался демократически —
антиузурпаторский принцип разделения властей и примат права над
политикой партийно-государственного аппарата, системой

административно-приказного управления. Правовой нигилизм стал элементом государственной идеологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: