Цель позволяет глубже познать сущность юридической ответственности, показывает те результаты, которые достигаются с помощью данного правового средства. В качестве основной цели юридической ответственности выступает обеспечение прав и свобод
16*
244 Глава 18. Правомерное поведение, правонарушение, юрид. ответственность
субъектов, охрана и защита общественного порядка. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент.
Функции же определяются целью и вытекают из нее. Среди них можно следующие:
1) штрафную, характеризующую карательную реакцию госу
дарства на правонарушение и выражающуюся в наказании винов
ного лица, причинение ему личных, имущественных либо органи
зационных обременении, в неблагоприятных последствиях;
2) правовосстановительную, позволяющую взыскать с правона
рушителя причиненный вред, возместить убытки, компенсиро
вать потери, обеспечивая не удовлетворенный интерес управомо-
ченного субъекта;
3) воспитательную, призванную формировать у субъектов мо
тивы к правомерному поведению, предупреждать совершение как
новых правонарушений со стороны лица, подвергнутого ответст
венности (частная превенция), так и правонарушений иными ли
цами (общая превенция).
Все названные функции юридической ответственности содействуют достижению ее целей.
Принципы наиболее полно характеризуют юридическую ответственность, позволяют ярче увидеть природу данного правового средства.
Выделяют следующие основные принципы юридической ответственности:
| • справедливость (призвана соразмерно наказывать виновного, не допускать установление уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание, обеспечить возмещение причиненного правонарушением вреда, если он имеет обратимый характер и т.п.);
/ • гуманизм (выражается, в частности, в запрете устанавливать ^ и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство);
• законность (требует, чтобы юридическая ответственность возлагалась на виновное лицо строго по закону и за деяния, предусмотренные законом);
обоснованность (заключается в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме
§ 6. Виды юридической ответственности
фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания);
• неотвратимость (означает неизбежность наступления юриди
ческой ответственности, действенное, качественное и полное
раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную
карательную реакцию со стороны государства в отношении
виновных лиц);
• целесообразность (предполагает соответствие наказания, из
бираемого применительно к правонарушителю, целям юри
дической ответственности, позволяющая индивидуализиро
вать санкции, учесть различные обстоятельства совершения
деяния, как смягчающие, так и отягчающие).
§ 6. Виды юридической ответственности
Юридическую ответственность классифицируют по следующим основаниям:
1) в зависимости от того, к какой отрасли относится юридическая ответственность, выделяется:
• уголовная4(применяется только за преступления; никто не
может быть признан виновным в совершении преступления,
а также подвергнут уголовному наказанию иначе, как по
приговору суда и в соответствии с уголовным, уголовно-про
цессуальным и уголовно-исполнительным законодательст
вом; меры уголовного наказания — наиболее жесткие формы
государственного принуждения, направленные преимущест
венно на личность виновного, — лишение свободы и т.д.);
• административная^Хнаступает за совершение администра
тивного проступка на основе законодательства об админи
стративных правонарушениях и выражается, в частности, в
таких мерах, как штраф, лишение специального права
и т.п.);
• гражданская (наступает за нарушение договорных обяза
тельств имущественного характера или за причинение иму
щественного внедоговорного вреда. Полное возмещение
вреда — основной принцип гражданско-правовой ответст
венности; возмещение убытков в некоторых случаях допол
няется штрафными санкциями, например, выплатой неус
тойки);
• дисциплинарная (применяется за нарушение трудовой, учеб
ной, служебной, воинской дисциплины; для наложения
246 Глава 18. Правомерное поведение, правонарушение, юрид. ответственность
взыскания должны быть затребованы объяснения от нарушителя трудовой дисциплины; возлагается администрацией предприятия, учреждения, организации; в отношении же отдельных категорий — дисциплинарными коллегиями; меры дисциплинарной ответственности — выговор, строгий выговор, увольнение и т.д.);
• «материальна^ (наступает за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации рабочими и служащими при исполнении ими своих трудовых обязанностей); 2) в зависимости от органов, возлагающих юридическую ответственность, различают ответственность, возлагаемую органами государственной власти, государственного управления, судами и другими юрисдикционными структурами.
§ 7. Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения
Юридическая ответственность выступает разновидностью государственного принуждения. Кроме нее, существуют и другие виды государственного принуждения, осуществляемого на основе и в рамках права: меры защиты, меры пресечения, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера, реквизиция.
Если юридическая ответственность связана с возложением новой, дополнительной юридической обязанности (например, лишение свободы), то меры защиты — с выполнением «старой» обязанности, той, которую должен исполнитель субъект. Цель мер защиты — не кара, а восстановление нарушенного права без привлечения нарушителя к ответственности (например, принудительное взыскание алиментов на содержание детей).
Меры пресечения (подписка о невыезде, задержание и т.п.), а также иные меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение нормального производства по уголовным, административным, гражданским делам (личный досмотр, освидетельствование, принудительные обыски и пр.), в отличие от мер юридической ответственности применяются лишь в целях предупреждения правонарушения. Ввиду того, что в данном случае нет правонарушения, не может быть и мер наказания, кары.
Не характеризуются карой и принудительно профилактические меры (например, ограничение свободы передвижения в случае карантина); принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за
§ 8. Обстоятельства, ис |
ключающие противоправность деяния.
совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ); принудительные меры медицинского характера, применяемые к душевнобольным нарушителям в целях их излечения, а также предупреждения совершения ими новых деяний (ст. 97—103 УК РФ); реквизиция (принудительное изъятие имущества у собственников в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости), применяемая в исключительных, экстренных ситуациях (в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер в соответствии со ст. 242 ГК РФ).
§ 8. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния и юридическую ответственность, можно отнести следующие:
• невменяемость (лицо не может отдавать отчета в своих дейст
виях);
• необходимая оборона (имеет место при защите личности и
^прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом
интересов общества или государства от общественно опасного посягательства путем причинения вреда посягающему лицу, если при этом не было превышения пределов необходимой обороны, т.е. явного несоответствия защиты характеру и степени общественной опасности посягательства — ст. 37
УК РФ);
• задержание лица, совершившего преступление (имеет место
при задержании лица, совершившего преступление, для до
ставления органам власти и пресечения возможности совер
шения им новых преступлений путем причинения ему вреда,
если иными средствами задержать такое лицо не представля
лось возможным и при этом не было допущено превышения
необходимых для этого мер — ст. 38 УК РФ);
• крайняя необходимость (допустима в случаях устранения
опасности, непосредственно угрожающей личности и правам
данного лица или иных лиц, охраняемых законом интересам
общества или государства, если эта опасность не могла быть
устранена иными средствами и при этом не было допущено
превышения пределов крайней необходимости — ст. 39
УК РФ);
• физическое и психическое принуждение (допустимо в случа
ях причинения вреда охраняемым законом интересам, если
248 Глава 18. Правомерное поведение, правонарушение, юрид. ответственность
вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими деяниями — ст. 40 УК РФ);
• обоснованный риск (допустим в случаях причинения вреда
охраняемым законом интересам для достижения обществен
но полезной цели — ст. 41 УК РФ);
• исполнение приказа или распоряжения (допустимо в случа
ях действия лица во исполнение обязательных для него пред
писаний путем причинения вреда охраняемым законом ин
тересам — ст. 42 УК РФ);
• малозначительность правонарушения, не представляющего
общественной опасности;
• казус (случай) и т.д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое маргинальное поведение?
2. Назовите основные признаки правонарушения.
3. Что такое субъективная сторона правонарушения?
4. Что является основанием для юридической ответственности?
5. Назовите функции юридической ответственности.
6. Как отличить юридическую ответственность от других видов государствен
ного принуждения?
7. Что может выступать в качестве обстоятельств, исключающих противоправ
ность деяния и юридическую ответственность?
Рекомендуемая литература
Малеин Н.С. Современные проблемы юридической ответственности // Государство и право. 1994. № 6.
Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. Гл. 17.
Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 26—28.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 19—21.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996.
Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985.
Tapxoe BA. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов,
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М., 1996. Гл. 25.
Хачатуров Р.Л., Ягутлн Р.Г. Юридическая ответственность. Тольятти, 1995.
Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. С. 112— 114
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 151—153.
Юшков Ю.Н. Институт необходимой обороны и его роль в борьбе с преступностью в современных условиях // Государство и право. 1992. № 4.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Благов Е.В. Квалификация деяний, исключающих уголовную ответственность // Государство и право. 1992. № 9.
Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 28.
Жеругов Р.Т. Теория государства и права. М., 1995. С. 225—247.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М., 1996. С. 464— 471.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. А.В. Наумова. М., 1996. С. 126—137.
Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.
Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986.
Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995. С. 161—171.
Комаров СЛ. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 21.
Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 17.
Лазарев ВВ. Правомерное поведение как объект юридического исследования // Советское государство и право. 1976. № 10.
Лейст О.Э- Санкции и ответственность по советскому праву. М., 1981.
Лукьянов В.В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различия? // Государство и право. 1996. № 3.
Малеин Н-С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985.
Малеин Н-С. Юридическая ответственность и справедливость. М., 1992.
ГЛАВА 19
ОГРАНИЧЕНИЯ И СТИМУЛЫ, ПООЩРЕНИЯ И ЛЬГОТЫ В ПРАВЕ
§ 1. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды
Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите; это установленные в праве границы, в пределах которых лица должны действовать, это исключение определенных возможностей в их деятельности.
Общие признаки правовых ограничений заключаются в следующем:
1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или ли
шение определенных ценностей) для осуществления собственных
интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновре
менно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и об
щественных интересов в охране и защите;
2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а
значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей,
запретов, наказаний и т.п.;
3) означают собой отрицательную правовую мотивацию;
4) предполагают снижение негативной активности;
5) направлены на защиту общественных отношений, выполня
ют функцию их охраны.
Правовые ограничения различны и подразделяются на разные виды. Так, в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция).
Фактами-ограничениями являются сдерживающие обстоятельства, установленные в гипотезе нормы права. В частности, в соответствии со ст. 17 Семейного кодекса РФ факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению правоотношения; согласно ст. 14 этого же Кодекса факт состояния в одних правоотношениях (родства) преграждает возникновение других (брачных) и т.п.
Правовыми ограничениями в диспозиции выступают юридические обязанности, ибо они сдерживают обязанное лицо от удов-
§ 1. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды
летворения собственных интересов и заставляют его действовать в интересах управомоченного. В противном случае интересы последнего не будут удовлетворены. Обязанности позволяют действовать только жестко указанным в законе способом и тем самым ограничивают действия обязанного лица, сдерживают его от всех иных поступков, противоречащих обслуживаемому субъективному праву. Обязанность — это необходимость, за которой (в случае ее нарушения) стоят меры наказания. Первопри-рода обязанностей такова, что они призваны быть обратной стороной субъективного права как стимулирующего средства.
В диспозиции фиксируются и запреты, которые выступают своего рода пассивными обязанностями. Устанавливая запрет на совершение определенных действий, законодатель тем самым возлагает на гражданина обязанность воздерживаться от запрещенных действий. Запрет, препятствуя удовлетворению интересов индивида, в отношении которого он действует, направлен на реализацию интересов противоположной стороны. По своей сущности запреты — такие государственно-властные сдерживающие средства, которые под угрозой ответственности должны предотвращать нежелательные, противоправные деяния.
Среди правовых ограничений, близких к запрету, выделяют приостановления, которые выступают своего рода временными и конкретными запретами на использование должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями своих функциональных обязанностей. Так, в соответствии с п. 2 ст. 270 КоАП РСФСР «принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста».
Приостановление не является юридической ответственностью, ибо оно не содержит итоговой оценки, а лишь предполагает дальнейшее разрешение возникшего вопроса. Вместе с тем приостановление содержит принудительные элементы со стороны вышестоящего, контролирующего, надзорного или судебного органа. Оно временно прекращает существующее правоотношение, сдерживая наступление возможных общественно вредных последствий.
Следующим элементом в структуре правовой нормы выступает санкция, в которой устанавливаются различные виды наказаний. Правовые наказания есть форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевой принадлежности) правовые ограничения можно подразделить
Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
§ 3. Правовые поощрения: понятие и признаки
на конституционные, административные, уголовные и т.п.; в зависимости от объема — на полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет); в зависимости от времени действия — на постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении); в зависимости от содержания — на материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
§ 2. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды
Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Общие признаки реализации правовых стимулов состоят в следующем:
• они связаны с благоприятными условиями для осуществле
ния собственных интересов личности, так как выражаются в
обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене
либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена
или снижение меры наказания есть стимул);
• сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо
формами проявления правовых стимулов выступают субъек
тивные права, законные интересы, льготы, поощрения;
• означают положительную правовую мотивацию;
• предполагают повышение позитивной активности;
• направлены на упорядоченное изменение общественных от
ношений, выполняют функцию развития социальных свя
зей.
Различают следующие виды правовых стимулов:
1) в зависимости от элемента структуры нормы права — юриди
ческий факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный ин
терес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);
2) в зависимости от предмета правового регулирования — кон
ституционные, гражданские, экологические и т.п.;
3) в зависимости от объема — основные (субъективное право),
частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота);
4) в зависимости от времени действия — постоянные (право на
собственность) и временные (разовая премия);
5) в зависимости от содержания — материально-правовые (за
работная плата) и морально-правовые (благодарность).
§ 3. Правовые поощрения: понятие и признаки
Правовое поощрение — форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Признаки правового поощрения заключаются в следующем.
1. Оно связано с заслуженным поведением. Как разъясняют словари, заслуга — это общепризнанная полезность чьих-либо поступков, деятельности; заслужить — означает стать достойным чего-либо, получить право на это по своим делам и поступкам.
Нередко в самом содержании нормативного либо правоприменительного поощрительного акта прямо говорится о заслуге, что еще раз подчеркивается связь заслуги и поощрения. Например, в Положениях о почетных званиях Российской Федерации и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ 30 декабря 1995 г., установлены такие звания, как «заслуженный деятель науки Российской Федерации», «заслуженный юрист Российской Федерации» и т. п. В Положении о государственных наградах Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ 1 июня 1995 г., учреждены государственные награды РФ: орден «За заслуги перед Отечеством», орден «За военные заслуги», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».
Заслуга — это добросовестный правомерный поступок, связанный со «сверхисполнением» субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата и выступающий основанием для применения поощрения.
Заслуга характеризуется следующими чертами.
а) Она сопряжена с социально-активным поведением, с осу
ществлением позитивных обязанностей.
б) Это добросовестное отношение лица к своему долгу, вклю
чающее не только не только внешнее, объективное действие, но и
внутреннее, субъективное отношение к порученному делу, харак
теризующее позитивные цели и мотивы поведения субъекта
(В.Н. Кудрявцев).
в) Заслуга связана со «сверхисполнением» лицом своих обязан
ностей либо с достижением им общепризнанного полезного резуль
тата. Подобные «услужные» акты «выходят по своей добродетель
ности» за пределы «обязанности», это «сверхнормальность» или
избыток «добродетельности» (П.А. Сорокин). В данном случае
имеется в виду «отступление» от нормы не «вниз», что является
254 Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
правонарушением, а «вверх», что выражается в высококачественном выполнении обязанностей. Речь идет о поведении, превосходящем по своим масштабам результаты обычных действий. Поощрения устанавливаются за особый вклад, мужество и отвагу, перевыполнение требуемых стандартов, показателей (новаторство в труде, профессиональное мастерство и т. д.).
Так, в ст. 13 («Поощрения государственного служащего») Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» сказано, что «за успешное и добросовестное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются различные поощрения».
г) Заслуга является основанием для применения поощрительных мер точно так же, как основанием для применения мер наказания выступают правонарушения. Характер и степень заслуг определяют вид поощрения.
2. Поощрение сопряжено с сугубо добровольным поступком.
В поощрительной норме содержится призыв совершить желатель
ное для общества и государства действие, но не обязательное для
каждого отдельного субъекта. Вместе с тем выбор такого поведе
ния подкрепляется обещанием предоставить лицу определенные
дополнительные блага. Следовательно, поощрение в своем регули
рующем воздействии на личность жестко не предписывает тот или
иной вид социально ценного поведения, а оказывает непринужден
ное влияние благодаря привлекательности и выгодности указан
ных в установленной норме последствий.
3. Меры поощрения юридически одобряют позитивные дейст
вия, выступая формой вознаграждения со стороны общества и го
сударства добровольного заслуженного поведения. Поощрение —
разновидность одобрения. Если последнее — родовое понятие
(более широкое), то первое — видовое. Для правового поощрения
необходимы лишь определенные формы одобрения — юридичес
кие, с соответствующими количественными и качественными ха
рактеристиками (мерой), зависимыми от степени заслуг.
4. Поощрение взаимовыгодно для общества и поощряемого
субъекта, сочетает различные интересы, удовлетворяя «стороны»
благоприятными последствиями. Это одно из немногих юридичес
ких средств, активно и ненавязчиво «работающее» на общий инте
рес (корпоративный, государственный, общественный).
5. Поощрение — юридический стимул, причем, как правило,
весьма действенный. Вместе с тем оно играет и определенную огра-
§ 4. Соотношение поощрений и наказаний в праве
ничивающую роль, что создает побочный эффект. Например, премия не только побуждает человека к высококачественному и производительному труду путем создания заинтересованности в достижении желаемого результата, но и косвенно сдерживает (опять же позитивными методами) от антиобщественного, противозаконного поведения.
§ 4. Соотношение поощрений и наказаний в праве
Правовое поощрение — это форма и мера юридического одобрения заслуженного правомерного поведения, в результате которого субъект чем-то вознаграждается. Правовое же наказание — это форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Общие признаки поощрений и наказаний состоят в том, что:
• они являются правовыми средствами воздействия на интере
сы лиц;
• обеспечиваются мерами государственной защиты, гаранти
руются законом;
• выступают одновременно в качестве наиболее сильных обес
печивающих факторов реализации других правовых средств
(льгот, субъективных прав, запретов, юридических обязан
ностей);
• связаны с благом, ценностями, хотя последствия этой связи
будут зависеть от того, что применяется — поощрение или
наказание;
• для их наступления необходимо, кроме объективной сторо
ны, еще и определенное субъективное состояние лица, выра
зившееся либо в заслуге и подлежащее поощрению, либо в
прямо противоположной «заслуге» (вине) и подлежащее на
казанию;
• для них установлены определенные процедуры примене
ния — формы поощрения и наказания заранее известны и
закреплены в соответствующих нормативных актах, там же
определен и круг лиц, наделенных правом применять те или
иные меры поощрения и наказания.
Различия между поощрением и наказанием заключается в следующем:
1) если поощрение как заслуженная мера призвана подкрепить положительное поведение, характеризующее позитивные цели и мотивы субъекта, а также превосходящее обычные требования, то
Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
§ 5. Правовые поощрения: функции и виды
наказание — тоже своеобразная «заслуженная мера», выступающая как средство защиты общества от правонарушений;
2) если меры поощрения связаны с элементами взаимополез
ности с точки зрения общества и субъекта, то меры наказания — с
элементами взаимовредности;
3) если поощрение — мера одобрения, то наказание — мера
осуждения, вызывающие соответственно улица положительные и
отрицательные эмоции;
4) если при применении поощрения субъекту предоставляется
определенная ценность, то при наказании он лишается каких-либо
ценностей;
5) если в наказании заложены силы, подтягивающие, так ска
зать, поведение личности до нормы, то в поощрении — силы, под
нимающие такое поведение выше нормы;
6) при соотношении поощрений и наказаний ведущую роль от
водят поощрениям, которые, создавая больше альтернатив поведе
ния, представляют собой более гибкое воздействие, чем наказание.
§ 5. Правовые поощрения: функции и виды
Правовые поощрения выполняют следующие функции:
• контролирующую, с помощью которой законодатель и пра
воприменитель корректируют ту или иную деятельность лиц
(например, путем обозначения в нормативных и правоприме
нительных актах действий, в которых заинтересовано обще
ство и государство);
• мотивационную, с помощью которой поощрение побуждает
к «сверхисполнению» обязанностей и к совершенствованию
социально-полезных творческих действий, превосходящих
обычные требования, развивает трудовую и общественно -по
литическую активность (мотивация построена на основе при
влекательных и заранее обещанных благоприятных послед
ствий);
• коммуникативную, с помощью которой поощрительные
меры выражают определенную юридическую информацию,
содержат конкретные сообщения, поступающие от субъекта
управления (законодателя, правоприменителя) к объекту
(лицам) и служат тем самым особого рода способом связи
между ними;
• оценивающую, с помощью которой управляющий орган дает
официальную положительную оценку чьего-либо заслужен
ного поведения, публично признает и одобряет его, отражает
степень полезности деятельности для общества, выделяет лучших субъектов, достойных поощрения;
• гарантирующую, с помощью которой поощрения создают
благоприятные условия для укрепления дисциплины и по
рядка, обеспечивают реализацию других юридических
средств (прежде всего обязанностей);
• распределяющую, с помощью которой право, закрепляя
меру поощрения за инициативное, добросовестное поведе
ние, устанавливает тем самым условия пользования опреде
ленным благами, в получении которых выражен собствен
ный интерес субъектов;
• воспитательную, с помощью которой поощрение, создавая у
человека за заслуженное поведение хороший психологичес
кий настрой, вызывая чувство радости и гордости, показыва
ет образец добросовестной деятельности, вдохновляет лиц к
проявлению инициативы, к творчеству.
Правовые поощрения весьма многообразны. Они используются в разных областях социальной жизнедеятельности. И классифицировать их можно по различным основаниям:
1) в зависимости от предмета правового регулирования поощре
ния на административные (досрочное присвоение специального
звания), трудовые (награждение почетной грамотой), уголовно-ис
полнительные (досрочное освобождение из мест лишения свободы)
и т. п.;
2) в зависимости от их юридической природы — на материаль
но-правовые (награждение именным оружием) и процессуальные
(вознаграждение свидетеля за предоставление особо ценной ин
формации);
3) в зависимости от сферы использования — на поощрения в
сфере литературы, искусства, науки, техники, государственной и
воинской службы и т.п.;
4) в зависимости от применяющих их субъектов — на государ
ственные (президентские, правительственные, министерские
и т.п.) и негосударственные (муниципальные и пр.);
5) в зависимости от формы связи с благом — на предоставляю
щие дополнительные блага (награждение ценным подарком, меда
лями и орденами) и освобождающие от обременении (досрочное
снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания);
6) в зависимости от содержания — на финансово-экономичес
кие (выдача денежной премии), моральные (объявление благодар
ности) и организационные (присвоение в органах внутренних дел
специального звания на одну ступень выше звания, предусмотрен
ного по занимаемой штатной должности);
17-549
Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
§ 6. Правовые льготы: понятие, признаки, функции
7) в зависимости от иерархии — на общефедеральные, регио
нальные, локальные;
8) в зависимости от уровня — на высшие (государственные на
грады) и обычные (занесение в Книгу почета, на Доску почета);
9) в зависимости от связи с конкретной профессиональной дея
тельностью — на профессиональные (присвоение почетного зва
ния «Заслуженный юрист Российской Федерации», «Заслужен
ный деятель науки Российской Федерации») и общесоциальные
(вручение золотой или серебряной медали за отличную учебу в
средней школе) и т.п.
§ 6. Правовые льготы: понятие, признаки, функции
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Правовым льготам присущи следующие признаки.
Во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов. При установлении льгот законодатель ставит цель — социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим.
Цели здесь имеют первостепенное значение, ибо не всякое расширение прав и освобождение от обязанностей выступает в качестве льготы. Например, увеличение властных полномочий администрации в условиях чрезвычайного положения или освобождение иностранцев от воинской службы не являются правовыми льготами. Расширение прав временной администрации в условиях чрезвычайного положения связано не с улучшением ее статуса, а с необходимостью получения большей маневренности для оперативного и оптимального выхода из создавшейся ситуации, для нормализации жизнедеятельности в конкретном регионе. Освобождение же от некоторых обязанностей иностранцев продиктовано соображениями политического характера (безопасности государства и т.д.), связано с отсутствием у них российского гражданства.
Во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного
характера, выступают способом юридической дифференциации. Чем совершеннее право, тем дифференцированное оно регламентирует конкретные вопросы общественной жизни. Так, для различных категорий граждан установлены правила, регулирующие прием в вузы, призыв на военную службу, назначение пенсий. При отсутствии правовой регламентации в той или иной сфере органы управления вынуждены, учитывая конкретные обстоятельства, делать по своему усмотрению исключения для отдельных лиц, что ведет к разнобою в практической деятельности и открывает лазейку для субъективизма и даже злоупотреблений.
Льготы — это элемент прежде всего специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера.
В-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах в соответствии с демократическими процедурами правотворчества. Льготы, как правило, фиксируются с помощью нормативных, а не правоприменительных актов. Запрещение законом предоставлять льготы в индивидуальном порядке преследует цель — свести к минимуму корыстное усмотрение, которое может проявиться в этом процессе.
Категорию «льгота» нужно отличать от категории «гарантия», которая является более широкой по своему объему, ибо включает в себя кроме льгот и другие юридические средства: поощрения, наказания, обязанности, запреты и т. п. Поэтому вполне закономерно, что в нормативных актах льготы нередко фиксируются в разделах, главах и статьях, посвященных гарантиям. Так, в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом 31 июля 1995 г. (с изм. от 18 февраля 1999 г.) именно в ст. 15, которая называется «Гарантии для государственного служащего», закрепляются различные льготы для данной категории лиц, что, бесспорно, призвано способствовать эффективному осуществлению ими своих функциональных обязанностей.
Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства. Льготы связывают и гармонизируют эти различные интересы, позволяя их удовлетворять, распределяя социальные блага и содействуя тем самым нормальному развитию как отдельного гражданина, так и общества в целом.
С одной стороны, льготы устанавливаются для тех субъектов, конкретные интересы которых в рамках общих правил не могут получить должного обеспечения и защиты, поскольку они харак-
17*
Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
§ 7. Правовые привилегии
теризуются какими-то особенностями (состояние здоровья, возраст, пол и т.п.) или находятся в специфических условиях (жизнь на Крайнем Севере; профессия, требующая сокращенного рабочего дня, более продолжительного против обычного ежегодного отпуска, и т. д.).
С другой стороны, льготы предоставляются тем субъектам, в социально полезной деятельности которых заинтересовано государство, общество в целом.
Правовые льготы, призванные достигать эту основную цель, выполняют компенсационную и стимулирующую функции.
Компенсационный характер правовых льгот состоит в создании хотя бы примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических и социальных причин. Так, вовлечение в трудовую деятельность слепых и людей с плохим зрением было бы невозможно без установления для них законом особых условий труда. Следовательно, принцип социальной справедливости требует установления в данном случае определенного изъятия из принципа равноправия граждан, а сами льготы слепым и людям с плохим зрением приобретают компенсационный характер, выравнивая их возможности с возможностями других людей. Важнейшее компенсационное значение имеют льготы, предоставленные инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, беженцам, вынужденным переселенцам и другим лицам (СВ. Поленина).
В этом смысле льгота — особое право, дополняющее имеющиеся у лица права с целью гарантировать определенный уровень потребления, облегчить доступ к юридически обеспеченному благу, существенным образом затрудненный вследствие инвалидности, беременности, материнства, сочетания учебы с работой и т. д. Здесь льготы призваны улучшать социально-экономические условия конкретных категорий граждан, их материально-бытовое и финансовое положение.
В последнее время компенсационная функция правовых льгот распространяется и на некоторые новые сферы. Так, в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. (с изм. и доп. от 17 декабря 1999 г.) для потребителя установлены определенные льготы. Например, согласно ст. 16 «потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам, связанным с нарушением их прав»; согласно ст. 23 потребитель при наличии уважительных причин в одностороннем порядке вправе изменить условия договора о предмете и обменять вещь.
Подобные льготы не нарушают основного правила рынка — равенства правового положения сторон, а наоборот, наполняют его реальным содержанием, не позволяя стать фикцией.
Вместе с тем льготы нельзя полностью отождествлять с компенсациями, ибо в ряде случаев, наряду с компенсационной, они выполняют и стимулирующую функцию: способны побуждать к отдельным видам общественно-полезной деятельности, создавать благоприятные условия для удовлетворения собственных интересов лица. Стимулирующую функцию призваны выполнять прежде всего налоговые льготы, установленные в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности и пр.
Подобную функцию льготы выполняют наряду с такими юридическими средствами, как дозволения, поощрения и т. д. Важно учитывать, что стимулирующая сила у льгот, с одной стороны, больше, чем у дозволений, ибо льгота — дополнительная возможность, преимущество, что дается «сверх» какого-то права, а с другой стороны, меньше, чем у поощрений. Последнее специально предназначено для стимулирования, одобрения и награждения заслуженного поведения. Это его основная функция. Льгота же далеко не всегда устанавливается за определенные заслуги и стимулирующую функцию в большей степени осуществляет наряду с компенсационной.
§ 7. Правовые привилегии
Специфической разновидностью правовых льгот выступают привилегии, под которыми понимают специальные (во многом исключительные, монопольные) льготы для конкретных субъектов и прежде всего для властных органов и должностных лиц, необходимые им в целях наиболее полного и качественного осуществления своих определенных обязанностей.
Особенности привилегий заключаются в следующем.
Во-первых, если льготы призваны облегчать положение различного рода субъектов, то привилегии в основном сориентированы на политическую элиту, на властные органы и должностные лица. Вместе с тем привилегии устанавливаются не только в отношении властвующих лиц. Как монопольные, исключительные права они могут принадлежать в определенных случаях и гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и иным субъектам. Об этом говорится в ряде нормативных актов: в ст. 7 Закона
262 Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
РФ «О государственной тайне» в редакции от 6 октября 1997 г.; в ст. 1 постановления Правительства РФ «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу отдельным категориям граждан» от 30 декабря 1998 г. (см.: СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673; Российская газета. 1999. 21 янв.) и других.
Во-вторых, льготы распространяются на больший круг лиц и имеют более широкую сферу применения. Привилегии же есть специфические льготы, это исключения из исключений. Их не может быть много, иначе привилегии «торпедируют» основные принципы права — справедливость, равноправие и т.п.
В-третьих, если льготы в доминанте своей характеризуют специальный правовой статус субъектов, ибо предусматриваются главным образом для соответствующих групп и слоев населения (инвалидов, пенсионеров, студентов, матерей-одиночек и др.), то привилегии могут устанавливаться как в специальном (дипломаты, депутаты, министры и т.п.), так и в индивидуальном статусах (Президент РФ), ибо они в большей мере подтверждают исключительность юридических возможностей особо ответственных и иных лиц.
В-четвертых, привилегии ввиду того, что они являются исключительными правами, выступают более детальными и персонифицированными юридическими средствами, следующим по сравнению со льготами уровнем дифференциации правового регулирования. Привилегии — это изъятия как из общих, так и из особенных норм права. Поэтому в принципиальном плане они могут соотноситься между собой как категории «особенное» (льготы) и «отдельное» (привилегия).
В-пятых, в силу различных социальных ролей, которые выполняют разные субъекты в жизнедеятельности общества, право, с одной стороны, с помощью льгот пытается «выравнить» их фактическое неравенство, с другой же — посредством привилегий юридически «выделяет» тех, кому это необходимо для полноценного осуществления специфических обязанностей.
В любом обществе, где присутствует власть, т.е. выполняются особые публично-политические функции, появляется и необходимость в юридическом «выделении» лиц, осуществляющих данные в общем-то непростые функциональные обязанности, нацеленные в той или иной степени на упорядочение процессов удовлетворения интересов различных субъектов.
В целях наиболее полной и качественной реализации соответствующих служебных обязанностей, независимого выполнения официальных функций, возмещения властвующим лицам затрат,
§ 8. Иммунитеты как разновидность правовых льгот и привилегий
возникающих в процессе управления, и необходимы юридические преимущества, называемые привилегиями. И хотя данное средство в целом олицетворяют известное неравенство — без привилегий
не обойтись.
Вместе с тем, в общественном сознании привилегии зачастую ассоциируется с чрезмерным получением благ «начальниками» (номенклатурой) в обход закона. Такие привилегии, как правило, устанавливаются тайно: либо по неписаному решению, либо на основе всевозможных закрытых подзаконных актов. Властвующая элита зачастую стремится поставить собственные интересы выше общественных, государственных; создать для себя режим наибольшего благоприятствования. Не зря народная поговорка гласит: «Кто у власти, тот и у сласти».
§ 8. Иммунитеты как разновидность правовых льгот и привилегий
Правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций. Иммунитеты — особый вид привилегий. Привилегии же в свою очередь, как отмечено выше, есть специфическая разновидность льгот, юридических изъятий. По сути это подтверждается и содержанием международных договоров. В частности, в разд. 19 ст. V Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г. привилегии и иммунитеты соответственно называются «изъятиями и льготами, предоставляемыми, согласно международному праву, дипломатическим представителям».
Иммунитеты, выступая специфическими разновидностями льгот и привилегий, естественно, имеют с ними следующие общие
черты.
Во-первых, все они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов. Действительно, на это направлены не только льготы и привилегии, но и иммунитеты. В частности, дипломатический и депутатский иммунитеты также выполняют данную роль.
Во-вторых, призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими собой положительную правовую мотивацию.
Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
Рекомендуемая литература
В-третьих, являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.
В-четвертых, названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями для конкретных лиц, установленными в специальных юридических нормах.
В-пятых, представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.
Вместе с тем, иммунитеты имеют свои сугубо специфические признаки, позволяющие выделить их в системе льгот и привилегий, говорить об их самостоятельной юридической природе.
Во-первых, если привилегии в большей мере воплощаются в преимуществах, в так называемых положительных льготах, то иммунитеты, наоборот, в большей мере проявляются в виде отрицательных льгот (освобождений от выполнения отдельных обязанностей — уплаты налогов, пошлин, свидетельский иммунитет и т.п., освобождений от ответственности).
Во-вторых, целью иммунитетов является обеспечение выполнения международных, государственных и общественных функций, служебных официальных обязанностей.
В-третьих, круг лиц, на который распространен иммунитет, должен быть четко определен в нормах международного права, Конституциях и законах. К числу подобных лиц законодательство относит дипломатический и консульский корпус, Президента РФ, депутатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты, Уполномоченного по правам человека в РФ, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, членов комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя, аудиторов и инспекторов Счетной палаты РФ, судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей, прокуроров, следователей прокуратуры и других.
Носители же иных льгот и привилегий далеко не всегда так конкретно определены и обозначены в соответствующем законодательстве.
Правовые иммунитеты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям. Так, в зависимости от природы реализуемых ими функций правовые иммунитеты подразделяются на международные, государственные и общественные; в зависимости от сферы их осуществления — на межгосударственные и внутригосударственные; в зависимости от их характера — на материально-правовые (например, освобождение должностных лиц Совета Европы от обложения налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых Советом Европы; право беспош-
линного ввоза личного имущества при первоначальном занятии должности, так называемые фискальные иммунитеты и другие) и процессуально-правовые (неприкосновенность депутатов, иммунитет судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и т.п.); в зависимости от того, какие объекты обеспечивает иммунитет — на личную неприкосновенность, неприкосновенность служебных и жилых помещений, неприкосновенность имущества, служебной переписки, архивов и иных документов, судебно-процессуальный и свидетельский иммунитет и т.д.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Назовите основные признаки правовых ограничений.
2. Что такое правовой стимул и каковы его признаки?
3. Что такое правовое поощрение?
4. Назовите признаки заслуги как основания для правового поощрения.
5. Каково соотношение поощрений и наказаний в праве?
6. Назовите функции правовых поощрений.
7. Что такое правовая льгота и каковы ее основные признаки?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Актуальные проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибу-лина. Уфа, 1995. Лекция 14.
Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989.
С. 67, 269.
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
БахрахД.Н. Правовые льготы // Справедливость и право. Свердловск, 1989.
Белкин АЛ. Избирательные ограничения // Правоведение. 1992. № 1.
БраткоА.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979. С. 17.
Ведяхин В.М. Правовые стимулы: понятие, виды // Правоведение. 1992. № 1.
Дюрягин ИМ. Гражданин и закон. М., 1991. С. 29.
Звечароеский Н.Э. Стимулирование в праве: понятие и структурные элементы // Правоведение. 1993. № 5.
Кудрявцев В.Н. Правомерное поведение: норма и патология. М., 1982. С. 236—
237.
Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. С. 290—294.
Курилов В.И. Личность. Труд. Право. М., 1989. С. 129—154.
Курс лекций по теории государства и права / Под ред. Н.Т. Разгельдеева и А.В. Малько. Саратов, 1993. Ч. 2. Лекция 17. С. 132—134.
Льготы в России: Сборник нормативных актов. М., 1993.
Малько А.В. Поощрение как правовое средство // Правоведение. 1996. № 3.
Малько А.В. Льготы: политико-правовой анализ // Общественные науки и современность. 1996. № 3.
МалькоА.В. Льготы в праве: общетеоретический аспект // Правоведение. 1996.
№1.
Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому // Правоведение. 1993. № 5.
266 Глава 19. Ограничения и стимулы, поощрения и льготы в праве
МалъкоА.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
Малько А.В. Правовые стимулы и ограничения: двоичность информации как метод их анализа // Общественные науки и современность. 1994. № 5.
Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях перехода к рыночной экономике // Государство и право. 1995. № 4.
Петров Г.М. Поощрение в государственном управлении. Ярославль, 1993.
Поленика СВ. Закон как средство реализации задач формирования правового государства // Теория права: новые идеи. Вып. 3. М., 1993. С. 16.
Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М Н Марченко. М., 1999. Гл. 16.
Сорокин ПА. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997 Гл. 29, 30.
Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. 2-е изд. М 1996 С. 434—435.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 178—208.
Тихомиров ЮА. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989.
ГЛАВА 20 ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК, ДИСЦИПЛИНА