Проблема законности имеет большое значение в любом государстве, ведь это сложное социальное явление, неразрывно связанное с правом и его осуществлением в реальной жизни. Право без законности остается пустым звуком, как бы при этом оно ни понималось — широко или узко (А.Ф. Черданцев).
Законность — это:
условие жизни государственно-организованного общества;
принцип самого права, заключающийся в требовании соблюдения его норм, законов и подзаконных актов субъектами, к которым они адресованы;
принцип организации и деятельности государственного аппарата и политической системы в целом (в ч. 2 статьи 15 Конституции РФ сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы»);
//; принцип правотворчества, ориентирующий правотворческие субъекты на принятие таких нормативных актов, которые бы не противоречили Конституции и уже имеющейся системе законов;
метод государственного руководства обществом, ибо свои функции государство должно осуществлять правовыми средствами — путем принятия правовых актов и обеспечения их реализации;
особый режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — есть такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, цивилизованные средства, ограждающие личность от произвола власти, анархии, беспорядка.
Таким образом, законность — фундаментальная категория юридической науки и практики, ибо ее уровень и состояние служат главным критерием оценки правовой жизни общества.
Даже самый совершенный закон жив только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на созна-
Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина
§ 2. Гарантии законности: понятие и виды
ние и поведение людей. Вот эта-то сторона права, связанная с его жизнью и действенностью, и характеризуется понятием «законность».
Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание охватывает систему требований, связанных с выполнением юридических предписаний.
Законность — это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Для законности необходимы две стороны:
1) наличие правовых, справедливых, научно обоснованных за
конов (содержательная сторона);
2) их выполнение, ибо только наличия даже самых совершен
ных законов будет недостаточно (формальная сторона).
• ее единство (понимание и применение нормативных актов
должно быть одинаковым на всей территории страны);
• верховенство конституции и закона (подчиненность консти
туции и законам всех иных нормативных и индивидуальных
правовых актов; издание каким бы то ни было органом пра
вового акта, противоречащего закону, есть нарушение закон
ности);
• гарантированность прав и свобод человека и гражданина (с
одной стороны, без законности права и свободы гражданина
не могут быть реализованы, ибо законность служит их важ
нейшей гарантией, с другой стороны, сами права и свободы,
их наличие и осуществление являются показателем состоя
ния законности и демократии в обществе);
• связь с культурой (от культурного уровня общества и долж
ностных лиц зависит состояние законности, и наоборот,
соблюдение законодательства является одним из сущест
венных условий и показателей культурного уровня обще-
i ства);
\| целесообразность (обход закона под предлогом целесообразности, пользы, выгоды недопустим; целесообразность должна быть в рамках закона);
• презумпция невиновности (например, в ч. 1 ст. 49 Конститу
ции РФ, зафиксировано следующее: «Каждый обвиняемый в
совершении преступления считается невиновным, пока его
виновность не будет доказана в предусмотренном федераль
ным законом порядке и установлена вступившим в законную
силу приговором суда»).
Требованиями законности являются:
• своевременность обновления законодательства в соответст
вии с потребностями развития общества;
• издание нормативных актов лишь полномочными на то орга
нами и в пределах своей компетенции;
• надзор за точным и неуклонным соблюдением юридических
предписаний;
• пресечение беззаконий и произвола и т.п.
§ 2. Гарантии законности: понятие и виды
Для того, чтобы в обществе соблюдалась законность, необходима система обеспечивающих мер. Такая система получила название гарантий законности.
Гарантии законности — это средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства. Х^Выделяют следующие виды гарантий законности:
• социально-экономические (степень экономического разви
тия общества, уровень его благосостояния, многообразие
форм собственности, экономическая свобода и т.п.);
• политические (степень демократизма конституционного
строя, политической системы общества, политический плю
рализм, многопартийность, разделение властей и т.п.);
• организационные (деятельность специальных органов, кон
тролирующих соблюдение законов и подзаконных актов —
прокуратуры, суда, милиции и т.д.);
• общественные (сложившийся в стране комплекс профилак
тических и иных мер, применяемых общественностью в
целях борьбы с нарушениями законодательства);
• идеологические (степень развития правосознания, распро
странения среди граждан юридических знаний, уважения к
требованиям права, уровень нравственного воспитания в об
ществе);
• специально-юридические (способы и средства, установлен
ные в действующем законодательстве с целью предупрежде
ния, устранения и пресечения нарушений правовых требова
ний). К специально-юридическим гарантиям, в частности,
относятся установленные в законодательстве специальные
принципы (например, презумпции невиновности), институ-
л
Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина
§ 4. Понятие и виды дисциплины
ты (возбуждения уголовного дела), процедуры (порядок рассмотрения уголовных и гражданских дел), средства (поощрений и наказаний и т.п.).
§ 3. Понятия правопорядка и общественного порядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии
«Правопорядок представляет собой систему общественных отношений, в которых поведение субъектов является правомерным; это состояние урегулированности социальных связей.
Правопорядок — это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью юридических средств, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого привяли правовую форму (В.И. Гойман-Червонюк).
Правопорядок существует как результат осуществления субъектами своих прав и обязанностей, как результат соблюдения, исполнения, использования и применения норм права. Благородные цели правопорядка нельзя достичь противозаконными средствами, что на деле ведет к его нарушению, дестабилизации общества. Правопорядок допустимо охранять только законными средствами, которые соответствуют морально-правовым нормам.
Особенности правопорядка заключаются в том, что он:
• запланирован в нормах права;
• возникает в результате реализации данных норм;
• обеспечивается государством;
if • создает условия для организованности общественных отношений, делает человека более свободным, облегчает жизнь;
V • UtbIc.I,Xn??T. итргрм законности,/
Следует различать понятия «правопорядок» и «общественный порядок». Второе понятие более широкое, включающее в качестве ядра понятие первое.
* Общественный порядок — это состояние упорядоченности общественных отношеНИЙТКоторое достй"гаётся~нё только с помощью правовых норм и их соблюдения (законности), но и с помощью других социальных нормой их соблюдения (дисциплины).
Следовательно, правопорядок — составная часть общественно
го порядка, такого порядка отношений в обществе, который скла
дывается под воздействием всех социальных регуляторов, а не
только права. Составными частями общественного порядка явля
ются нравственный, политический порядок и т.п. ...J
Законность, правопорядок и демократия соотносятся следующим образом: с одной стороны, подлинная демократия невозможна без законности и правопорядка, без которых первая превращается в хаос, различные злоупотребления; с другой стороны, законность и правопорядок не будут социально ценными (т.е. не будут приносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, с помощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка, без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности и правопорядка способствуют такие проявления демократии, как демократическое содержание законодательства, контроль общественности за реализацией законов и т.п.; в свою очередь, законность и правопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
Демократия предполагает наличие определенной совокупности прав и свобод граждан, а также наличие институтов представительного и непосредственного народовластия. Однако и то, и другое должны быть не только установлены в законодательстве, но и реально обеспечены в жизни. Если нарушаются законы, закрепляющие права и свободы, не действуют предусмотренные ими гарантии, то ни о какой демократии говорить не приходится.
Подлинная демократия предполагает контроль представительных органов за деятельностью исполнительных, а судебных органов за деятельностью и тех, и других. Сама же судебная власть должна осуществляться исключительно в рамках законов. При отсутствии этих и иных элементов демократии ущербными будут как законность, так и правопорядок.
§ 4. Понятие и виды дисциплины. Ее соотношение с законностью, правопорядком и общественным порядком
Дисциплина предполагает определенные требования к поведению людей, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Это понятие связано, прежде всего, с деятельностью, с поведением. В нем отражаются, во-первых, определенные требования общества к индивидам и коллективам; во-вторых, социальная
Глава 20. Законность, правопорядок, дисциплина
оценка человеческого поведения с точки зрения его соответствия интересам общества, его правомерности, а также внутренней культуры.
Дисциплина выступает необходимым средством против дезорганизации в ее различных формах и степенях.
Выделяют следующие виды дисциплины:
• государственная (этот вид связан с выполнением требований,
предъявляемых к государственным служащим);
• трудовая (форма общественной связи людей в процессе труда
с обязательным подчинением его участников определенному
распорядку);
• воинская (соблюдение военнослужащим правил, установ
ленных законами, уставами, приказами);
• договорная (соблюдение субъектами обязательств, предус-
' мотренных в хозяйственных договорах);
• финансовая (соблюдение субъектами бюджетных, налого
вых и иных финансовых предписаний);
• технологическая (соблюдение субъектами в процессе произ
водства предписаний соответствующих технологий и т.п.).
![]() |
Законность — более узкое понятие, чем дисциплина, ибо если первое означает соблюдение лишь правовых норм, то второе — соблюдение всех социальных норм, включая правовые, нравственные и т.д.; если результатом законности выступает правопорядок, то результатом дисциплины — порядок общественный.
5. Как соотносятся между собой общественный порядок и правопорядок?
6. Каково соотношение законности, правопорядка и демократии?
7. Что такое дисциплина и каковы ее виды?
Борисов В.В. Правовой порядок развитого социализма. Саратов, 1977.
ГоаманЧервонюк В.И. Очерк теории государства и права. М., 1996. Гл. 26.
Клямко Э.И. О правовом содержании презумпции невиновности // Государство и право. 1994. №2.
Комаров СА. Общая теория государства и права. М., 1997. Гл. 22.
Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. М., 1998. Гл. 18.
Общая теория государства и права. Академический курс / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2. Гл. 24—25.
Корельский В.М. Демократия и дисциплина в развитом социалистическом обществе. М., 1977.
Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. 1994. № 3.
Лисюткин А.Б. К понятию законности // Правоведение. 1993. № 5.
Малеин Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи. Вып. 4. М., 1995.
Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд. М., 1996. Гл. 16.
Общая теория права / Под ред. А.С. Пйголкина. 2-е изд. М., 1995. Гл. 16.
Пугинский Б.И., Шестакова М.П. Законность и дисциплина в хозяйственной деятельности. М., 1987.
Рабинович П.М. Проблемы теории законности развитого социализма. Львов, 1979.
Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1995. Гл. 16.
Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997. Гл. 22.
Хропанюк В.Н. Теория государства и право. М., 1993. Гл. 18.
Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. 2-е изд. М., 1995. Гл. 11.
ЧердапцевА.Ф. Теория государства и права. Екатеринбург, 1996.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое законность?
2. Назовите основные принципы законности.
3. Что такое гарантии законности?
4. Что понимается под специально-юридическими гарантиями законности?
Словарь основных понятий V |
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ |
Абсолютные права — субъективные права, которые обеспечиваются пассивной обязанностью (воздержанием от нарушаемых действий) со стороны неопределенного круга лиц (например, право собственности).
урегулированные нормой права общественные отношения, в которых управо-моченной стороне противостоит неопределенно большое количество пассивно обязанных субъектов.
Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, для которой характерна неограниченная (абсолютно вся) государственная власть, принадлежащая одному лицу — монарху.
Автономия — форма самоуправления части территории государства, обладающей правом самостоятельного решения внутренних вопросов.
Авторитаризм — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.
Администрация — система исполнительно-распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.
Аксиома правовая — положение правовой теории, которое берется в исследованиях в качестве исходного, не требующего доказательства.
Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на уре-
гулирование определенных общественных отношений.
Акт применения права (правоприменительный акт) — правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Акт толкования права (интерпретационный акт) — правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.
Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму.
Б
Буквальное толкование — разъяснение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выражение совпадают.
В
Вакуум правовой — специфическое правовое явление, характеризуемое как временное отсутствие юридических норм, которые должны регламентировать не урегулированные ранее, но нуждающиеся в урегулировании правом вновь возникающие общественные отношения.
Вето — отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.
V Власть социальная — это присущее всякой общности людей отношение гос-
подства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия.
Воля народа — концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).
Воспитание правовое — целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.
Воздействие правовое — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Вотум — решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству).
Г
Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Гипотеза правовой нормы — элемент нормы права, указывающий на ее действия (время, место, субъектный состав и т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов.
Глава государства — высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.
Государственная власть — публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственная дисциплина — определенные требования к поведению людей, связанные с выполнением правил, предъявляемых к государственным служащим.
Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть.
Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы с правонарушениями и наказания виновных в их совершении.
Государственный аппарат — система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.
Гражданское общество — совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, вы-
18*
Словарь основных понятий
Словарь основных понятий
ражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Грамматический способ толкования — прием разъяснения правовых норм, осуществляемый с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.
Гуманизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отношений между людьми.
д
Дееспособность — способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.
Действие права — содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (моти-вационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
Декларация — провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.
Деликтоспособность —способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию.
Демократический режим — система методов и приемов, с помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредст-
вом прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством с учетом интересов меньшинства.
Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе в лидером).
Динамизм права — свойство права, характеризующее его способность изменяться адекватно изменившимся общественным отношениям, реагировать на появление новых или прекращение отживших социальных связей в различных сферах жизнедеятельности.
Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная с равноправием сторон, координацией, основанная на дозволениях.
Диспозиция правовой нормы — основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Догма права (специально-юридическая теория) — наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его с позиции специально-юридических свойств и проявлений.
Договор нормативный — самостоятельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).
Дозволение правовое — предоставляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать по осуществлению собственных интересов.
Доктринальное толкование норм права — наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла правовых норм учеными-юристами, выражающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.
Дуалистическая монархия — разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.
Е
Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.
Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Законный интерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворе-
ния своих потребностей, не противоречащих общественным.
Законодательная инициатива — право внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или отклонить его — право законодателя).
Законодательная оговорка — имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.
Законодательная власть — избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Законодательство — система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект — текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии с установленной законодательной процедурой для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.
Законотворческий процесс — установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов. Запрет — способ правового регулирования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий. Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов.
Словарь основных понятий
Словарь основных понятий
И
Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный с властными предписаниями, субординацией, основанный на запретах, обязанностях, наказании.
Индивидуально-правовое регулирование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельствах с целью побудить их совершить предусмотренные нормами права социально-ценные действия.
Инкорпорация — форма систематизации законодательства, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Иск — юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Исполнительная власть — назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
Использование права — форма реализации права, связанная с осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценности.
Исполнение права — форма реализации права, связанная с выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.
Историческо-политическое толкование норм права — способ разъясне-
ния смысла правовых норм, осуществляемый с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия данного предписания.
Источник права в идеологическом смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с различными правовыми идеями, представлениями, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.
Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные с материальными условиями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей.
Источник права в юридическом смысле — см. Форма права.
К
Казуальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного конкретного случая.
Казус — случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.
Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутрицерковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.
Качество закона — совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.
Квалификация правовая — юридическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных предписаниях.
Кворум — установленное законом или уставом количество присутствующим на определенном мероприятии,
считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.
Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений.
Кодификация — разновидность систематизации законодательства, объединение нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт. Коллизии юридические — противоречия между правовыми нормами и актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Компетенция — совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения ими определенного круга государственных Или общественно-значимых задач и осуществления соответствующих функций.
Конкретизация норм права — мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).
Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Конституция — основной закон (закон законов) государства и общества, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.
Конфедерация — форма союза (объединения) государств при сохранении их независимости и международной правосубъектности, с созданием объединенных органов для координации действий.
Л
Лоббизм — форма влияния «групп давления» на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.
Логическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый с использованием законов и правил логики.
Легальность власти — юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Локальный нормативный акт — нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учреждений и организаций и который направлен на урегулирование внутрикол-лективных отношений в пределах данной структуры.
Льгота правовая — правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
М
Материальное право — совокупность правовых норм, институтов, подотраслей и отраслей, с помощью которых государство оказывает прямое воздействие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и необходимости по удовлетворению их ма-
Словарь основных понятий
Словарь основных понятий
териальных (а не процессуальных) интересов.
Меры защиты — разновидность правового принуждения, представляющего собой деятельность по обеспечению исполнения юридической обязанности, защиту права.
Метод теории государства и права — совокупность приемов, принципов, средств, с помощью которых постигается предмет теории государства и права, получаются новые знания.
Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правового регулирование качественно однородных общественных отношений.
Механизм правового регулирования — система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Монархия — форма государственного правления, при которой власть передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от избирателей.
Мораль — система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного и т.п.
Мотив поведения — внутреннее побуждение лица к совершенному им деянию, причина поступка.
Н
Наказание правовое — форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Неофициальное толкование — разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами по своей инициативе, не влекущее юридических последствий.
Норма права — общеобязательное, формально определенное правило пове-
дения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Нормативное толкование — разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев).
Нормативность — признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний.
О
Обратная сила закона — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.
Общественный порядок — состояние урегулированности общественных отношений, которое достигается с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).
Объект правоотношения — то, на
что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).
Объективно противоправное деяние — действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам с правонарушением, но совершенное невиновно, т.е. субъективно было направлено на достижение правомерных целей.
Обыденное толкование — неофициальное разъяснение смысла право-
вых норм на основе обыденной практики и житейского опыта.
Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
Обязанность юридическая — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.
Ограничение правовое — правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Ограничительное толкование норм права — разъяснение содержания правовой нормы, когда действительный смысл предписания уже ее текстуального выражения.
Ответственность юридическая — необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выражающимся в виде мер личного, имущественного и организационного характера.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответствием сложившимся в обществе социальным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.
Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.
Отрасль права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
П
Парламентская республика — разновидность республиканской формы правления, характеризующаяся тем, что парламент является полновластным органом, который формирует политически ответственное перед ним
правительство и избирает (непосредственно или же в составе особой коллегии выборщиков) президента, являющегося лишь главой государства, но не исполнительной власти.
Подзаконный нормативный акт — изданный на основе и во исполнение законов акт, содержащий юридические нормы.
Политика — искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, этническими и другими социальными группами, определяющие формы и содержание деятельности государства, с одной стороны, и народом — с другой.
Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.
Полномочие — комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии с занимаемой должностью для разрешения какого-либо вопроса.
Поощрение правовое — форма и мера юридического одобрения добровольного, заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия.
Полупрезидентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики.
Право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих обществен-
Словарь основных понятий
Словарь основных понятий
ную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Правовая культура личности — знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
Правовая культура общества — уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.
Правовая политика — деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
Правовая психология — совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая семья — совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Правовая система общества — конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовое государство — организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Правовые средства — юридические инструменты (явления), с помощью которых удовлетворяются интересы
субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.
Правомочие — предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующего поведения от других участников конкретного правоотношения.
Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
Правонарушение — виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие либо бездействие) субъекта, причиняющее вред интересам общества, государства, личности.
Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Правоположения юридической практики — сформулированные в ходе разрешения юридических дел правила (образцы, примеры) наиболее целесообразного и эффективного применения норм права, которые могут и должны использовать компетентные субъекты при разрешении юридических дел данного рода.
Правопорядок — система общественных отношений, в которой поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированности социальных связей.
Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому права.
Правопреемство — изменение в субъектном составе правоотношений, при котором субъективные права и юридические обязанности переходят от. одного субъекта к другому.
Правосубъектность — признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а
также лично своими действиями осуществлять их в правоотношении.
Правоспособность — способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Правотворчество — деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Практика юридическая — деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.
Предмет правового регулирования — те общественные отношения, социальные связи, которые право упорядочивает.
Предписание правовое — властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем формулирования общеобязательного или индивидуального юридического правила поведения для соответствующих субъектов права.
Представительство — правовое средство, с помощью которого одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.
Президентская республика — разновидность республиканской формы государственного правления, в которой верховная власть принадлежит президенту как главе государства, избираемому всенародным голосованием (либо парламентом или же особым институтом) и выступающим в системе разделения властей субъектом координации всех ветвей государственной власти.
Презумпция — факт, существование или отсутствие которого предполагается установленным (неустановленным), поскольку доказаны другие, находящиеся с ним в связи, факты.
Презумпция невиновности — закрепленное в праве предположение, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания.
Прецедент юридический — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.
Преюдициальность — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором суда по какому-либо другому делу.
Применение права — властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.
Принципы права — основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Р
Распространительное (расширительное) толкование — разъяснение содержания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.
Реализация права — претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения юридических норм.
Регулирование правовое — осуществляемое всей системой юридичес-
Словарь основных понятий
Словарь основных понятий
ких средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.
Режим правовой — особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Реквизиция — принудительное изъятие имущества у собственника в государственных или общественных интересах с выплатой его стоимости.
Рекомендательный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия,связанная с советом по осуществлению конкретного желательного для общества и государства поведения.
Республика — форма государственного правления, характеризующаяся выборностью власти на определенный срок и зависимостью от избирателей.
Референдум — принятие важного государственного решения путем всенародного голосования.
Рецепция права — возрождение и использование в организации и осуществлении правового регулирования отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в научных исследованиях, в законодательстве и юридической практике.
Санкция правовой нормы — элемент нормы права, предусматривающий неблагоприятные (негативные) либо благоприятные (позитивные) последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Свод законов — сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке действующие нормативные акты, сборники законодательства.
Символ правовой — установленный в правовых предписаниях внеш-
ний условный замещающий знак (материальный предмет), выражающий определенные сведения о другом явлении или предмете и понятный окружающим (флаг, герб, гимн —символы государства).
Система права — внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
Систематизация законодательства — деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных актов в целях удобства пользования
ими.
Систематический способ толкования — разъяснение смысла правовой нормы с помощью анализа системных связей данной нормы с другими нормами, выявления места и роли конкретного правила поведения в иерархии правовых предписаний.
Соблюдение права — форма реализации норм права, связанная с осуществление запретов, от нарушения которых субъект должен воздерживаться.
Событие — такой юридический факт (жизненное обстоятельство), который не зависит от сознания и воли людей.
Социальные нормы — правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений.
Способы толкования — совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм.
Статья нормативного акта — форма выражения (изложения) нормы права, содержащая в различной степени ее элементы.
Статус субъекта — юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.
Стимул правовой — правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Структура нормы права — упорядоченное единство необходимых элементов, обеспечивающих ее функциональную самостоятельность.
Субсидиарное применение норм права — разрешение юридического дела в ситуации, когда правоприменительный орган применяет в силу отсутствия правовой нормы норму смежной отрасли права.
Субъекты права — участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъективное право — мера юридически возможного поведения, позволяющая субъекту удовлетворять его собственные интересы.
Сфера правового регулирования — система общественных отношений, урегулированных правом либо подлежащих правовому регулированию.
т
Техника юридическая — система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.
Технические нормы — правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы.
Тип правового регулирования — общая направленность правового регулирования общественных отношений, выражающая специфику лежащего в основании его способа правового регулирования (дозволения, обязывания, запрета) либо различных вариантов сочетания этих способов.
Типология государства и права — их специфическая классификация, проводимая в зависимости от социально-экономических и технико-юридических факторов.
Толкование права — деятельность, направленная на установление содержания юридических норм.
У
Унитарное государство — простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета (здесь существует единая система высших органов и единая система законодательства).
Ф
Фактический состав — совокупность юридических фактов, необходимых для наступления определенных юридических последствий.
Федеративное государство — сложное, союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности (в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации).
Физическое лицо — индивид, выступающий в правоотношениях носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Фикция правовая — несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.
Форма государства — способ организации политической власти, охватывающий форму государственного правления, форму государственного устройства и государственно-правовой режим.
Форма государственного правления — элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Форма государственного устройства — элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимо-
Словарь основных понятий
отношения органов всего государства с органами его составных частей.
Форма права — способ выражения вовне государственной воли, объективирования юридических правил поведения.
Функции государства — основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Функции права — основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
ц
Ценность права — реальная положительная значимость права как специфического социального регулятора для осуществления интересов общества, государства, различных групп и индивидов.
Эффективность права — соотношение между результатами действия пра-
вовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты.
Ю
Юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Юридический факт — такое жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает наступление определенных юридических последствий.
Юридические последствия — реальный результат действия правового акта, выражающийся в приобретении субъектами прав и несении обязанностей.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ УГЛУБЛЕННОГО ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Авакьян СЛ. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996.
Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. № 1; № 2.
Агеева ЕЛ. Юридическая ответственность в государственном управлении. М., 1990.
Азаров Н.И. Теория государства и права: Конспект лекций и методические указания. М., 1998.
Актуальные проблемы теории права: Курс лекций / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибуллина. Уфа, 1995.
Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства и права. М., 1919.
Алексеев С.С. Теория права. 2-е изд. М., 1995.
Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
Андреев ИМ. Происхождение человека и общества. М., 1988.
Аннерс Э. История европейского права. М., 1994.
Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.
Аристотель. Политика. М., 1911.
Ардашкин БД. К современной концепции государства // Правоведение. 1992. №2.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М., 1981.
Бабаев В.К. Теория современного советского права. Н.Новгород, 1991.
Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
Баглай М.В., Туманов ВЛ. Малая энциклопедия конституционного права. М., 1998.
Базылев Б.Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). Красноярск, 1985.
Байтин М.И. Правовое государство: понятие, принципы, формирование // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 1995. № 2.
Байтин М.И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
Бакунин МЛ. Философия. Социология. Политика. М., 1969.
Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического права. Саратов, 1978.
Барнашов A.M. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988.
Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени // Советское государство и право. 1991. №12.
Бахрах ДМ. Административная власть как вид государственной власти // Государство и право. 1992. N° 3.
Бачило ИМ. Факторы, влияющие на государственность // Государство и право. 1993. № 7.
Бережное А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.
Рекомендуемая литература
Бер.ман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1994.
Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.
Бобылев AM. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998. № 2.
Бобылев А.И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. № 5.
БраткоАТ.