Педагогические ошибки

Ошибка – это фиксированный (другими словами – его можно зарегистрировать) результат неверных действий. М. М. Кашапов определяет педагогическую ошибку как результат действий учителя, неадекватный поставленной в данной ситуации цели.

Приведем типологию педагогических ошибок, предложенную
М. М. Кашаповым:

По генезису следует различать:

– ошибки закономерные – обусловленные определенными причинами (спецификой психического развития ребенка, загруженностью учителя);

– ошибки случайные – возникающие вследствие импульсивных, спонтанных действий учителя и выражающиеся в форме мгновенной эмоциональной разрядки, срыва.

По источнику возникновения:

– ошибки, обусловленные первичными источниками (рефлексивными особенностями учителя);

– ошибки, обусловленные вторичными источниками (связанные с реагированием учителя на ситуацию на уровне автоматизированных навыков, стереотипов).

По причинной обусловленности:

– ошибки, связанные с личностными качествами учителя: неосознанная вражда, личные, эгоистические интересы;

– ошибки, связанные с профессиональными качествами учителя: менторность, эмоциональная сухость, шаблонность, монологизм, непоследовательность, доминантность и др.

По степени коррекции:

– ошибки, легко поддающиеся исправлению — такие ошибки связаны с неправильной оценкой ситуации, неадекватными действиями в ней;

– ошибки, трудно поддающиеся исправлению — такие ошибки, которые вызывают чрезмерное сомнение учителя, когда анализ конкретных действий и поступков заменяется критикой учащихся.

По педагогическому эффекту:

– ошибки масштабные — имеющие широкую зону влияния на педагогическую деятельность;

– ошибки локальные — имеющие небольшую зону влияния.

По отношению к этапам решения педагогической ситуации:

– ошибки, возникающие на этапе анализа ситуации;

– принятия решения;

– реализации решения;

– оценки полученного результата.

По мнению М. М. Кашапова, ученики более склонны прощать учителю ошибки, идущие от его ума: непонимание ситуации, ложное мнение, но с гораздо большим трудом прощают ошибки сердца: недобрые намерения, недостойные мотивы, желание закамуфлировать первоначальную ошибку.

Ошибки начинающих учителей описаны в работе американского исследователя А. Дреера. Взяв за основу его работу, мы дополнили реестр педагогических ошибок и систематизировали их.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: