Второе условие – коммунистическое товарищество

Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника – в настоящем и будущем – общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости.

Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать окружающую жизнь и одновременно улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей.

Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, которое делает весомым, успешным каждое его воздействие, создается и крепнет «истинный авторитет» (по выражению
А. С. Макаренко) взрослого. Это отношение, в котором неразрывно соединены уважение и требовательность воспитанников к воспитателю как старшему товарищу: младших членов семьи к их родным, учащихся к учителю, пионеров к вожатому.

На практике же нередко проявляется иное внутреннее отношение. Нет в нем ни товарищеского уважения, ни товарищеской требовательности. А есть авторитарная, «начальственная», формально-административная, командная требовательность, вызывающая те действия, которые должны послушно совершать воспитанники, чтобы выполнить волю воспитателя. Для такой требовательности совсем не нужно уважение к воспитаннику – ни вера в его творческие силы, ни понимание их, ни стремление развернуть и развить эти силы.

Другой вариант, по видимости противоположный, но, по сути, столь же односторонний: в воздействиях на воспитанников нет никакой требовательности к ним. Нет раскрытия нужных, обязательных действий, а есть только «советы», «подсказки», «пожелания», которые воспитанники могут выполнять, а могут и не выполнять, если не захотят. В этих воздействиях есть уважение к воспитанникам, но не товарищеское, а скорее «приятельское», без твердого стремления раскрыть и развить в действиях творческие силы каждого человека.

Есть и еще вариант, пожалуй, наиболее распространенный. В различных способах воспитательного воздействия проявляется и уважение, и требовательность к воспитанникам, но только или по преимуществу как к активным потребителям готового опыта, к активным исполнителям того, что предписано взрослыми. Не случайно ведущей стороной в таком воспитательном отношении является «опекающая» требовательность – раскрытие тех активных действий, которые должны совершить воспитанники, чтобы успешно усвоить передаваемые им знания и умения, успешно выполнить придуманные для них и за них поручения, планы, мероприятия. Чем добросовестнее, активнее действует при этом воспитанник, тем с большим «опекающим» уважением относится к нему воспитатель, и наоборот.

Именно поэтому возникают те виды «обратного» отношения воспитанников к воспитателю, которые делают ложным его авторитет, ведут его воздействия к односторонним, нулевым или даже отрицательным результатам. Это отношение боязливое или отчужденное, подчас озлобленное. Или приятельски-снисходительное, пренебрежительное. Или «потребительское» уважение к воспитателю, но не как к старшему товарищу по общей учебной и жизненно-практической заботе, а как хорошему передатчику готового опыта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: