1. Не приказывать. Педагог должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест.
2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны педагога – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны педагога провоцируют конфликт. Такое общение не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания.
3. Не проповедовать. «Ваш родительский долг обязывает...», «Вы, как мать (отец) должны...» – эти воззвания чаще всего не воспринимаются и не осознаются родителями как значимые вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
4. Не поучать. Педагог должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то...»).
5. Не подсказывать решения. Педагог не должен «учить жизни» родителей. «На Вашем месте я бы...» –подобные фразы не стимулируют процесс общения, поскольку ущемляют самолюбие родителей.
|
|
6. Не выносить суждений-советов. Высказывания со стороны педагога типа «Вам необходимо…» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест родителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
7. Не ставить «диагноз». «Ваш ребенок слишком нервный. Пусть с ним побеседует школьный психолог» – такая фраза насторожит родителя и настроит его против педагога.
8. Не выпытывать. Любые вопросы, не имеющие отношения к педагогическому процессу, педагог должен оставлять «при себе».
9. Не провоцировать конфликты. Педагог избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будут соблюдены вышеназванные правила общения с родителями.
Есть еще ряд правил, соблюдение которых укрепит взаимодействие с семьей, будет способствовать формированию положительной мотивации у родителей к общению с вами:
· основной целью педагогического взаимодействия должно быть создание единого воспитательного пространства для развития детей и обеспечения их безопасности;
· не форсировать процесс установления доверительных отношений с семьей;
· не возлагать профессиональные функции воспитания на родителей;
· сохранять высокий этический уровень взаимоотношений в любой ситуации и при любых обстоятельствах;
· не претендовать на перевоспитание родителей;
· не укорять семью в присутствии детей, не порицать ребенка в присутствии родителей.
Особое внимание следует уделять неблагополучным семьям, характеризующимся той или иной степенью дезорганизации семейных связей[91].
ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ: