Словарь терминов
План
Стереотипы общения
Национально-культурные
Лекция 9
1. Общение. Уточнение понятия.
2. Коммуникативные единицы:
а) стандарты и атрибуты коммуникации;
б) диалогемы;
в) диалоги;
г) звенья коммуникации;
д) текст (дискурс);
е) культурно обусловленные сценарии;
ж) стереотипные коммуникативные стратегии и тактики.
3. Социальный статус собеседников как прагмалингвистическая
основа коммуникации.
4. Ментальность и формы ее проявления:
а) элементы концептуальных переменных;
б) элементы синонимической аттракции;
в) элементы народных таксономий;
г) элементы реализации принципа кооперации;
д) элементы реализации принципа вежливости.
5. Национальные социокультурные стереотипы общения.
6. Типы межкультурных контактов:
а) соприкосновение;
б) приобщение;
в) проникновение;
г) взаимодействие.
Диалогема – элемент, соединяющий коммуникативные действия субъекта (коммуниканта) и ответную реакцию объекта (реципиента).
Звенья коммуникации – приуроченные в каждой национальной культуре к тем или иным ситуациям предпочтительные темы общения, в том числе этническая специфика санкционированных и запретных тем.
«Индексация стиля жизни» – отношение к предметам материальной культуры в пределах лингвокультурной общности.
Коммуникативный провал – неадекватная коммуникация, полное непонимание коммуникантами друг друга.
Коммуникативный сбой – недостаточно адекватная коммуникация, недостаточно полное взаимопонимание участников коммуникации.
Культурно обусловленный сценарий – некая подсознательная норма поведения, которой обычно руководствуются носители языка, принадлежащие к определенной культуре.
Ментальные стереотипы– устойчивые элементы, регулярно реализуемые (в ритуалах, поведении, жестах, мимике, языке, образе мыслей) представителями данной лингвокультурной общности в системе речевого взаимодействия.
Таксономия – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.
Модальный – характеризующий суждение в зависимости от его достоверности.
Мотив – побудительная причина, повод к какому-либо действию.
Национальная самоидентификация – установление собственной принадлежности к тому или иному этносу (ср. также национальное самосознание).
Национальное самосознание – представления о своем народе (автостереотип), о его происхождении, историческом прошлом, о языке, о культуре, в том числе традициях, нормах поведения – обычаях, художественной культуре, т. е. то, что можно отнести к образу «мы».
Принцип кооперации – (в теории речевого акта) правила учета коммуникантами объёма коммуникативного вклада в зависимости от совместно принятой цели.
Социальный статус – положение человека в социальной системе, включающее его права и обязанности.
Стандарт – типовой образец, которому должно удовлетворять что-либо по размерам, форме, качеству.
Стандарты (атрибуты) коммуникации – минимальные самодостаточные элементы, способные актуализировать то или иное межличностное или межгрупповое общение (например: «идти под руку», приподнимать шляпу»).
Стереотип– Прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь (стереотипы поведения).
Страта – (в социологии) общественный слой, группа людей, объединенных каким-нибудь общим социальным признаком.
Фатическое общение – обмен репликами, содержание которых ассоциативно связано друг с другом. Принцип фатического общения – говорить, чтобы высказаться и встретить понимание, например:
- Опять погода портится.
- У нас всегда так, после жары – грозы, а потом холодно…
- А что творилось в Москве – слышали? Какой страшный ураганище!
- Да, но это еще что. Вот когда я несколько лет назад был на Дальнем Востоке…
Общение, или коммуникация, – одна из сторон взаимодействия людей в процессе их деятельности. Общение – необходимое и специфическое условие жизни человека в обществе. Как человек вступает в коммуникативное взаимодействие? Общение «провоцируется» проблемной ситуацией и начинается с того, что человек испытывает какую-либо потребность, обычно лежащую за пределами собственно общения, в сфере той деятельности, которую это общение обслуживает. Например, обсуждение только что увиденного фильма возникает, вероятно, вследствие необходимости уточнить понимание идеи фильма, идентифицировать эмоциональное состояние после восприятия эстетической концепции фильма, оценить его художественные достоинства. Общение с дизайнером возникает вследствие желания обновить жилище или рабочее место. Общение в психологическом смысле всегда есть процесс решения коммуникативной задачи. Взаимодействие личностей при этом не беспорядочно, а системно. В общении личности реализуют социальные отношения, которые накладывают ограничения на актуальное поведение.
Общение является одним из видов социального взаимодействия носит сугубо социальный характер (Е. М. Тарасов).
В рамках теории коммуникации общение есть процесс циркуляции информации в обществе (А. А. Брудный).
Коммуникация включена в социальные отношения общающихся, по словам Л. Блумфилда, «речевой акт, а также весь ход практических событий до и после речи зависят от всей истории жизни говорящего и слушающего». Ярким примером тому может быть общение работодателя и соискателя, результатом которого будет прием последнего на работу. При этом для общения крайне важна корректировка с ориентацией на реципиента, при которой обратная связь наиболее чётко и полно проявляется в диалоге, когда говорящий постоянно ориентируется на слушающего, контролирует его реакцию и на основании этого регулирует свое речевое поведение (ср., например, работу специалиста в области сетевого маркетинга, которому нужно получить несколько положительных ответов от потенциального покупателя, чтобы показать последнему логичную необходимость приобретения того или иного товара).
Многие исследователи настойчиво подчёркивают социальный характер коммуникации: «Коммуникация есть не только и не столько взаимодействие людей в обществе, но и – прежде всего – людей как членов общества» (А. А. Леонтьев).
Коммуникация, как всякая деятельность, имеет свои мотивы и цели. Ряд исследователей считает, что целью коммуникации является воздействие (А. П. Назаретян, В. Б. Розов). При таком подходе исходной, фундаментальной функцией сообщения признается целенаправленное преобразование адресата (ср. в этой связи функции рекламы, PR-кампаний или проповеди священников).
Итак, «человеческая коммуникация есть процесс взаимодействия двух и более языковых личностей с целью передачи/получения/обмена информацией, т. е. того или иного воздействия на собеседника, необходимого для осуществления совместной деятельности» [Красных, 2001, с. 174].
Коммуникация может быть успешной или неуспешной. Успешная коммуникация – это адекватная коммуникация, при которой достигается более или менее полное, но обязательно достаточное с точки зрения коммуникантов взаимопонимание. В случае неуспешной коммуникации возможны коммуникативный сбой(недостаточно адекватная коммуникация, недостаточно полное взаимопонимание участников коммуникации) или даже коммуникативный провал (неадекватная коммуникация, полное непонимание коммуникантами друг друга. (Самый простой пример коммуникативного сбоя: Вы не могли бы мне помочь… – Не мог бы; Мам, знаешь поговорку… – Не знаю). Для достижения взаимопонимания коммуникантам необходимо обладать: 1) общностью знаний об используемом языке и 2) общностью знаний о мире в форме образов сознания [Тарасов, 1975, с.139–150]. Другими словами, участникам коммуникации необходима общность знаковых средств и определенная общность социального опыта.