double arrow

Нужны ли изменения в теории и практике воспитания?

Наиболее ощутимые изменения, которые происходили в массовой практике воспитания, были связаны с широким распространением методики коллективных творческих дел. Они совершались на основе наработанного педагогикой задолго до перестройки нашего государства, то есть в иной социальной ситуации.

Сегодня отмечается резкая дифференциация школ по решению проблем воспитания детей. Условно можно выделить две группы: образовательные учреждения, в которых удаётся эффективно решать воспитательные проблемы, и учреждения, относящиеся к массовой практике воспитания.

Для первой группы учреждений характерны следующие тенденции:

– развитие «самости» ребёнка различного возраста;

– поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению возникающих в социуме проблем;

– создание и развитие гуманистических воспитательных систем;

– создание воспитательного пространства при активной (нередко главенствующей) роли в этом процессе педагогических коллективов образовательных учреждений различных типов;

– культура (мировая, национальная) как содержание воспитания;

– интеграция общего и дополнительного образования;

– использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем;

– формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся;

– создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера;

– создание детских, юношеских, родительских и других общественных организаций, объединений;

– изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.

Тенденции массовой практики воспитания в школе не всегда можно оценить однозначно. Для неё характерно:

– использование коллективной творческой деятельности;

– стремление к формотворчеству;

– преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируется органами управления образованием;

– выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, неадекватных новым условиям взросления подрастающего человека;

– противоречие между заявленной целью воспитания – личностное развитие ребёнка – и методами и средствами её реализации;

– отсутствие соотнесения между целью, задачами и результатами воспитания;

– слабая педагогическая рефлексия воспитания;

– проникновение психотерапевтических, религиозных практик;

– возрастание роли детских и молодёжных общественных движений, организаций, объединений;

– приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: