Воспитательные влияния: сущность, способы

ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ /

ПОД РЕД. А. В. ПЕТРОВСКОГО И ДР.

Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Наличие наряду с общением первого рода (обменом информацией, установлением коммуникации для достижения цели деятельности) общения второго рода (продолжения себя в других людях, «трансляции» своей индивидуальности) привлекает внимание к влиянию, которое один человек оказывает на другого. Это влияние может осознаваться, а может и не осознаваться как тем, на кого влияют, так и тем, кто влияет.

Проблема социального влияния приобретает особо важное значение при рассмотрении психологических аспектов обучения и воспитания. Обучение – это, прежде всего, информационный процесс. Учитель сообщает знания (дает необходимую информацию) ученику и в порядке обратной связи в свою очередь получает от него информацию (выслушивает ответ, проверяет контрольную и т. п.), дающую представление о том, как усвоены сообщенные знания. Взаимодействие осуществляется на уровне значений. Но, как было уже отмечено, педагог не только передает значения, формируя понятия, но и «транслирует» ученикам смысл, который имеют для него эти понятия. Рассказывая об исторических событиях, он не только сообщает учащимся исторические факты, и не ограничивается тем, что учит делать выводы относительно этих фактов, но стремится передать свое личное отношение к этим событиям, личностный, патриотический и духовно-нравственный смысл. Передача, «трансляция» смыслов от учителя к ученикам является важнейшей стороной воспитания. Разумеется, воспитание неотделимо от обучения, как неотторжим смысл от значения.

Влияние, которое оказывает педагог на учащихся, осуществляя задачи воспитания, предполагает определенную трансформацию смыслов того, что видят, слышат и делают воспитанники. Разные педагоги оказывают на них весьма разнохарактерное влияние.

За различными эффектами влияния педагога лежат особенности его личности, способность его, хотя и по-разному, продолжить себя, передать свои личностные смыслы детям, отражение характера и эффективности его педагогического общения[99].

ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:

ДУБОВ И. Г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: