ПО МАТЕРИАЛАМ КНИГИ:
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ /
ПОД РЕД. А. В. ПЕТРОВСКОГО И ДР.
Влияние в условиях межличностного взаимодействия. Наличие наряду с общением первого рода (обменом информацией, установлением коммуникации для достижения цели деятельности) общения второго рода (продолжения себя в других людях, «трансляции» своей индивидуальности) привлекает внимание к влиянию, которое один человек оказывает на другого. Это влияние может осознаваться, а может и не осознаваться как тем, на кого влияют, так и тем, кто влияет.
Проблема социального влияния приобретает особо важное значение при рассмотрении психологических аспектов обучения и воспитания. Обучение – это, прежде всего, информационный процесс. Учитель сообщает знания (дает необходимую информацию) ученику и в порядке обратной связи в свою очередь получает от него информацию (выслушивает ответ, проверяет контрольную и т. п.), дающую представление о том, как усвоены сообщенные знания. Взаимодействие осуществляется на уровне значений. Но, как было уже отмечено, педагог не только передает значения, формируя понятия, но и «транслирует» ученикам смысл, который имеют для него эти понятия. Рассказывая об исторических событиях, он не только сообщает учащимся исторические факты, и не ограничивается тем, что учит делать выводы относительно этих фактов, но стремится передать свое личное отношение к этим событиям, личностный, патриотический и духовно-нравственный смысл. Передача, «трансляция» смыслов от учителя к ученикам является важнейшей стороной воспитания. Разумеется, воспитание неотделимо от обучения, как неотторжим смысл от значения.
|
|
Влияние, которое оказывает педагог на учащихся, осуществляя задачи воспитания, предполагает определенную трансформацию смыслов того, что видят, слышат и делают воспитанники. Разные педагоги оказывают на них весьма разнохарактерное влияние.
За различными эффектами влияния педагога лежат особенности его личности, способность его, хотя и по-разному, продолжить себя, передать свои личностные смыслы детям, отражение характера и эффективности его педагогического общения[99].
ПО МАТЕРИАЛАМ СТАТЬИ:
ДУБОВ И. Г.