Кроме объективных, указанных выше, есть и субъективные моменты, мешающие слушать: пассивное, безвольное слушание. Расслабленная поза, сидение, откинувшись на спинку стула. Эти позы, особенно когда слушатель развалился в кресле, вредят не только ему, но и говорящему, так как вызывают раздражение.
Очень мешает попытка делать несколько дел сразу. В частности, у некоторых есть привычка машинально рисовать что-то, штриховать, чертить во время слушания. Это вредная привычка, ибо отвлекает от процесса слушания: человек быстро устает, теряет нить рассуждения и начинает думать о чем-то другом.
Рефлексивное и нерефлексивное слушание
Латинское слово «retlexus» означает «отраженный».
Различают слушание рефлексивное и нерефлексивное.
Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Нерефлексивное слушание способствует аттракции в ситуациях, когда собеседник:
· горит желанием высказаться;
· хочет обсудить то, что его больше всего беспокоит;
|
|
· испытывает трудности выразить свои заботы и проблемы;
· является человеком, занимающим более высокое положение.
Рефлексивное слушание характеризуется активной обратной связью с говорящим. Оно позволяет более точно понять собеседника, а без этого аттракция невозможна. С другой стороны, быстро достигнутое понимание способствует аттракции.
Трудности, стоящие на пути понимания, проистекают из следующих причин:
· предубеждение (часто мы слышим то, что хотели бы услышать, а иное воспринимаем с трудом);
· многозначность большинства слов (их можно понять по-разному в зависимости от предварительного ожидания или установки);
· неумение точно сформулировать мысль;
· «закодированность» значения некоторых сообщений: мы тщательно выбираем слова, чтобы кого-то не обидеть или чтобы они были понятны только тому, кому адресованы; в результате и адресат не понимает истинного смысла сообщения;
· говорящий далеко не всегда начинает с главного, "ходит вокруг да около"; когда же добирается до главного, слушатель уже потерял интерес к сообщению.
Виды рефлексивного слушания:
· выяснение ("Что вы имеете в виду?", "Уточните, пожалуйста" и т. д.);
· перефразирование ("Другими словами…", "По вашему мнению", "Как я понимаю, вы говорите о…" и т. д.);
· отражение чувств ("Вероятно, вы чувствуете…", "Вижу, что вы этим очень расстроены…" и т. п.);
· резюмирование ("Если подытожить все сказанное, то…").