Опираясь на схему, можно составить формулу профессии, состоящую из четырех букв, где:
· первая указывает тип,
· вторая — класс,
· третья — отдел,
· четвертая — группу профессии.
Например, формулу профессии учителя, можно записать так: ЧПФМ, где:
Ч — предмет труда, в данном случае это человек;
П — цель труда учителя является преобразующей;
Ф — использует в работе органы тела (речь, голос, мимика и др.);
М — профессия учителя налагает повышенную моральную ответственность.
Области работы психолога
ü психологическая служба образования,
ü бизнес,
ü реклама,
ü менеджмент,
ü семейные консультации (в том числе работа с детьми),
ü службы занятости,
ü полиция,
ü армия,
ü и др.
Виды профессиональной деятельности психолога
· исследование,
· психодиагностика,
· психокоррекция,
· психологическое сопровождение,
· психопрофилактика,
· консультирование,
· психотерапия (в рамках психологической модели),
· ведение тренингов,
· преподавание.
Психологические типы психологов
v исследователь,
v консультант,
v психотерапевт,
v преподаватель,
v ведущий тренингов,
v теоретик,
v смешанные типы.
ПСИХОГРАММА практического психолога (в гуманистической традиции)
Þ Концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь
Þ Открытость к различным взглядам и мнениям, гибкость и терпимость
Þ Эмпатические качества, восприимчивость; способность создавать атмосферу эмоционального комфорта
Þ Конгруэнтность (аутентичность) - способность в общении проявлять свои подлинные эмоции
Þ Энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников к изменению и саморазвитию
Þ Уравновешенность, высокая саморегуляция, терпимость к неопределенности и фрустрации
Þ Уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная (реалистичная) самооценка, осознание собственных психологических проблем, потребностей
Þ Богатое воображение, интуиция
Þ Высокий уровень интеллекта (не менее 110-115 IQ).
Противопоказания для работы психологом (по И.В. Вачкову и др.)
o Ненависть к людям, стремление мстить или держаться по отношению к ним крайне настороженно, ожидая плохого.
o Психическое нездоровье (психические заболевания).
o Неумение общаться на взаимоуважительной основе
o (наглое и вызывающее поведение, перебивает собеседника, ставит себя выше, манипулирует для своей выгоды).
o Лень, безынициативность, пассивная установка студента на то, что преподаватели должны их развлекать и интриговать на своих занятиях.
o Слабая воля.