double arrow

Ценности и мотивации. Креативные профессии: элементы творческого образа жизни


Гуманитарные реалии XXI века и организация креативной среды

3.1. Человек эпохи постмодерна в глобальном мире:

Постмодернизм (от англ. - postmodernism), постмодерн — термин, которым принято обозначать структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей, знаменуется как эпоха «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Проблема постмодернизма как целостного феномена современного искусства лишь в начале 80-х гг. была поставлена на повестку дня западными теоретиками, пытавшимися объединить в единое целое разрозненные явления культуры последних десятилетий, которые в различных сферах духовного производства определялись как постмодернистские.

Постмодернизм отражает смену научной парадигмы в постиндустриальном обществе, связанную с вызреванием нового порядка из хаоса. Если модерн рвет внешние и внутренние связи с природой, обществом, человеком, то постмодернизм их воссоздает, занимаясь настойчивым поиском закономерностей в многообразии. Постмодернизм — это «режим с обострением» открытой и нелинейной системы, где информационный обмен с окружающей средой осуществляется не только через границы, но и точечно (в каждой точке пространства), как в диахронном, так и в синхронном режиме [6].

Коренные перемены, происходящие в современном постмодерновом мире, приводятся в действие возрастанием креативности в качестве определяющей черты социальной жизни. Креативность является источником новых технологий, новых индустрий, нового преуспевания и многого другого, что принято в обществе определять как благо, поэтому она ценится все выше и поощряется разными способами. В результате общество пронизывается креативным этосом, понимаемым в соответствии с Р. Флоридой, как доминирующий характер культуры [12].

Во-первых, креативность имеет существенное значение для эпохи постмодерна. Если в течение длительного периода рост материальных благ в странах происходил, в основном, вследствие распространения, например, разделения труда, концентрации активов, вертикальной интеграции и т.д., а креативность оставалась привилегией избранных, то в эпоху постмодерна, именно креативность становится основным условием получения благ.

Во-вторых, у человеческой креативности много аспектов и измерений. Однако, именно в эпоху постмодерна креативность не ограничивается производством новых художественных моделей, техническими новинками или оригинальными бизнес-идеями. Креативность предполагает определенные типы мышления и характера, которые следует культивировать как на индивидуальном уровне, так и в обществе, окружающем человека. В эпоху постмодерна креативный этос возникает повсюду, от профессиональной культуры до общечеловеческих ценностей и сообществ. Креативность нуждается в поддерживающей среде, обеспечивающей ей совокупность стимулов – социальных, культурных и экономических.

В-третьих, характерной чертой постмодерна является постоянный конфликт между креативностью и организацией. Поскольку креативный процесс носит не только индивидуальный, но и общественный характер, что предполагает определенные формы организации, однако элементы организации могут выступить фактором тормозящим, и даже парализующим креативный процесс.

Таковы условия развития креативности в эпоху постмодерна.

Для эпохи постмодерна характерно специфическое отношение к общечеловеческим ценностям, а именно, признание, что эти ценности себя изжили, остались продуктами предшествующих эпох. Например, все более ослабевает ценность семьи. Многие люди предпочитают жить в одиночестве, встречаясь с представителями противоположного пола на нейтральной территории по мере необходимости, все возрастающая популярность так называемых «гостевых» браков, старения возраста первой беременности женщин (в Европе и США первая беременность уже приходится в среднем на 35-40 лет), нежелание большой семьи с несколькими детьми и т.д. Состояние утраты ценностных ориентиров воспринимается теоретиками постмодернизма позитивно. «Вечные ценности» — это тоталитарные и параноидальные, идефиксы, которые препятствуют творческой реализации, сковывают креативного человека.

Параметры трансформации общества эпохи постмодерна были сформированы Р. Флоридой по четырем важным направлениям: работа, образ жизни, время и общение [14].

1) Работа. Люди эпохи постмодерна стремятся работать в особой стимулирующей креативность атмосфере, вне рамок традиционной жесткой иерархии, причем это проявляется как в рабочем графике (свободный, ненормированный), так в стиле рабочей одежды («профессионалы без воротничков»), в обстановке на рабочем месте и т.д. На смену жесткому контролю со стороны начальства, методы кнута и пряника приходит «мягкий контроль» - признание со стороны коллег, внутренняя мотивация. Компании всех типов стараются приспособиться к переменам путем создания креативной рабочей среды, необходимой для творчества.

2) Образ жизни. Благодаря креативной идентичности, люди испытывают потребность в образе жизни, построенном на креативном опыте. Современные люди не удовлетворяются жестким разграничением: работа, дом, досуг. Условия новой эпохи благоприятствуют развитию индивидуальности, самоутверждению, терпению к различиям, стремлению к богатому разнообразному опыту. Если ранее люди определяли себя всего через 3-5 социальных ролей (профессионал, муж, друг), то в настоящее время они определяют себя через бесконечное множество ролей, которые, на первый взгляд, никак друг с другом не связаны (исследователь, консультант, скалолаз-любитель, поклонник хороших вин, владелец мини-пивоварни и т.д.). Такой синтез разнообразного опыта является неотъемлемым элементом процесса формирования креативной личности.

3) Время. Люди с креативной идентичностью всегда испытывали и даже культивировали размывание временных границ, работая дома и отдыхая на работе. В обществе эпохи постмодерна все больше людей усваивают этот стиль. При этом ключевое значение имеет более интенсивное использование времени, а не количество потраченных часов или расписание. В связи с этим происходит трансформация времени в восприятии современных людей. Это изменение напрямую связано с природой креативности, которая сама по себе является синтезом работы и досуга и не может быть выключена по расписанию, потому что созданию любого креативного продукта, будь то книга, картина или компьютерная программа, требует долгих периодов максимальной концентрации, прерываемых необходимостью расслабления, релаксации. Поэтому в обществе постмодерна возникают новые принципы структурирования времени не только в рамках повседневной занятости, но и в течение жизни в целом. К примеру, реализация профессиональных способностей, требующих максимального проявления креативных способностей, между тем обязанности, отнимающие максимум времени, связанные с браком и детьми, переносятся ими на более поздний срок.

4) Общение. Люди эпохи постмодерна нуждаются в окружении, которое бы комфортно позволило им проявлять свои креативные способности. Это и особым образом организованное окружающее пространство, сообщество, помогающее выразить и упрочить идентичность креативного человека, обеспечивая ему возможность делать свою работу и предоставляя немедленный доступ к широкому кругу удобств и удовольствий, свойственных этому образу жизни. Поэтому люди эпохи постмодерна отдают предпочтение сообществам с определенной спецификой: сообществам с ослабленными связями и кратковременными отношениями, позволяющими жить по своему усмотрению и практически анонимно, не задумываясь над необходимостью следования традициям.

Интерактивный компонент: студентам предлагается самостоятельно сформулировать мотивации человека эпохи постмодерна, исходя из материала, полученного на лекции. При этом, студентам объясняется термин «мотивации» как 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека через труд, удовлетворять свои материальные потребности. Все мотивации разбиваются на внутренние и внешние. Внешняя мотивация (экстринсивная) понимается как мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами. Внутренняя мотивация (интринсивная) понимается как мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности. На выполнение задания отводится 10 минут. Затем листы с выполненным заданием собираются преподавателем, читающим лекцию.

Далее следует более подробно рассмотреть профессии, представители которых составляют ядро креативного класса, по мнению Р. Флорида, а именно: художника, архитектора, IT-специалиста.

Художник – профессия креативная. Это утверждение сомнения ни у кого не вызывает. Как правило, исследуя творчество и определенного художника, и профессию художника в целом, принято отмечать ее мощную креативную составляющую.

Креативная профессия художника в социально-экономическом пространстве Красноярского региона может быть представлена в нескольких аспектах:

- художники-профессионалы, состоящие в официальной организации, которая объединяет художников, зарабатывающие деньги, продавая продукты своей креативности;

- художники-любители, для которых живопись – хобби;

- молодые художники, не состоящие в официальной организации, объединяющей художников, однако зарабатывающие продажей своих креативных продуктов;

- студенты учебных заведений для художников - Красноярского художественного училища, Красноярского художественного института, намеревающиеся в перспективе стать художниками-профессионалами.

Необходимо отметить, что далеко не все студенты художественного училища или института реализуют в дальнейшем себя в качестве профессиональных художников, но понимание необходимости креативного подхода в любой профессии ими признается. После завершения окончания обучения многие из них реализуют свои идеи в области компьютерного дизайна, дизайна интерьеров, педагогической деятельности, рекламы, создания полиграфической продукции и т.д. Некоторые выпускники, напротив, горды тем, что обладают столь необычной творческой профессией и пускаются в свободное плавание, желая реализовать свои замыслы в качестве живописцев и графиков. Однако молодому художнику непросто реализовать себя в современной социально-экономической ситуации: необходимо найти помещение под мастерскую, закупать материалы, договариваться об организации выставок, но, прежде всего, необходимо работать. Далеко не все выпускники умеют преодолеть сопротивление среды и не сломаться, но именно молодые художники являются наиболее активными участниками всевозможных выставок и вернисажей, как реальных, так и виртуальных. Знакомство с особенностями виртуального интерактивного мира сети Internet помогает им добиваться успеха не только в Красноярске и Красноярском крае, но и в других регионах страны и даже за рубежом. В настоящее время в Internet работает виртуальная галерея красноярских художников «Комильфо», имеются сайт живописи, скульптуры, татуировки, аэрографии, бодиарт в Красноярске «Красарт», персональные сайты молодых красноярских художников.

Художники-любители (любители – потому, что рассматривают живопись, прежде всего, как хобби, позволяющее вернуть гармонию душе, а не потому, что уровень их живописных работ ниже, чем у профессиональных художников) посвящают занятиям живописи свое свободное время, зарабатывая на жизнь другой профессией. Поэтому они более свободны в выражении своих творческих идей, имеют роскошь работать без оглядки на других – заказчиков, выставочных комитетов и т.д. Художники-любители редко выставляют свои работы для широкого круга гостей, в основном эти произведения выносятся на суд узкого круга родных и друзей.

Художники, профессионально занимающиеся живописью, представлены в социально-культурной среде нашего края наиболее ярко. Это, в первую очередь, Красноярское отделение Союза художников России. Союз художников всячески способствует развитию креативных способностей художников, создавая условия для написания произведений (предоставляет мастерские, организовывает творческие командировки), давая возможности для творческого общения, передачи опыта (путем создания и регулярной - раз в 2 недели - смены экспозиций выставок в помещении Союза художников).

Члены Союза художников занимаются реализацией своих творческих идей, создавая произведения станковой, монументальной, театрально-декоративной живописи и графики. Красноярские художники-профессионалы воплощают креативные идеи в различных художественных направлениях – от реалистического до абстрактно-экспрессионистского, используя все жанровое многообразие живописи.

Креативность личности художника включает несколько составляющих:

- креативный подход к созданию своего имиджа в обществе. За профессией художника прочно закрепился образ человека «не от мира сего», тонко чувствующего, наделенного особым «божественным» даром («ангел поцеловал») и потому способного, нарушающего каноны протокола даже на самых ответственных официальных мероприятиях, живущего в несколько ином измерении, ставящего во главу угла такие понятия, как «душа», «свобода», «творчество», «красота». Художники – люди, обладающие развитым визуальным мышлением, и потому они, как никто другой, умеют замечать те фрагменты окружающего мира, на которые обычные люди просто не обратят внимание. Современные сибирские художники в полной мере соответствуют этим характеристикам, начиная от неформальности их внешнего облика (зачастую рваные джинсы, бандана на голове) и заканчивая созданием вокруг себя особого, уютного мира, в который впускаются только желаемые, интересные люди, с которыми легко общаться и творить, которым не страшно рассказать о новых идеях. И не важно - в какой сфере деятельности реализуют себя эти люди, главное, чтобы они были интересны художнику, т.е. способны на нестандартные, новые, креативные ходы. Однако, неординарность внешнего облика и поведения художника служит не только проявлением его свободы, его желания творить и определенного душевного настроя, но и, одновременно, его протестом против условностей общества. Во многом этот «имидж художника» является своеобразной меткой, позволяющей идентифицировать его в толпе людей как «своего». Многие молодые художники особенно увлекаются проявлениями своего «художнического» креатива в костюме и поведении, иногда в ущерб главному своему предназначению профессии.

- креативность презентации себя и своих творений вовне. Еще одна креативная составляющая личности художника – умение преподнести себя как мастера, художника, создателя картин с целью их продажи. Мастерство самопрезентации и презентации своих произведений с трудом дается современным сибирским художникам. Немногие из них могут, да и немногие желают тратить время на создание креативных идей, связанных не с производством живописных произведений, а с их продвижением. Впрочем, и в российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге дело презентации себя и своих творений также освоено художниками не в достаточной мере. Преуспели в этом лишь единицы – популярный московский художник Никос Сафронов, киевские мастера Олег Пинчук, Сергей Поярков, Юрий Горбачев, петербургские художники Туман Жумабаев, Татьяна Казакова. Среди красноярцев можно назвать лишь Николая Рыбакова. Весьма оригинальный PR-ход был сделан красноярским художником Олегом Пономаревым, заявившим, что вместо кисти в процессе создания своих творений он использует детородный орган, и продемонстрировавшим это в эфире местных телеканалов, однако, пока непонятно, принесет ли это заявление художнику желаемые плоды.

- креативность в обустройстве окружающего художника пространства – прежде всего, мастерской, где происходит создание продуктов его деятельности.

«Святая святых» для каждого художника, место, где происходит таинственный процесс рождения идеи и воплощения ее в красках, - его мастерская. Мастерская современного художника многофункциональна, это то место, где художник остается наедине с собой, со своими замыслами, где можно подумать о смысле жизни, где свои идеи можно без стеснения, без боязни осуждения выражать. В мастерской рождаются креативные идеи и осуществляется процесс их воплощения на холст, бумагу, дерево или иную основу. В мастерскую приглашаются модели, участие которых необходимо в ходе создания некоторых произведений. В мастерскую приходят заказчики живописных полотен и покупатели, чтобы выбрать одно из уже готовых творений. И, наконец, именно в мастерскую приглашаются друзья и близкие люди художника, именно здесь проходит обсуждение уже готовых картин, иногда делятся задумками относительно произведений (хотя это не принято, поскольку считается, что тогда произведение не получится).

- креативность в процессе создания художественного творения. Процесс создания произведения живописи требует от мастера креативного подхода на всех этапах его протекания. Специфика креативной составляющей профессии художника, в отличие, например, от профессий композитора и архитектора, состоит в том, что весь процесс по созданию продуктов его профессиональной деятельности – живописных полотен – от начала и до конца выполняется самим художником. Таким образом, художник одновременно является и идеологом своего творения, создателем креативной идеи, и ремесленником, воплощающим эту идею со скрупулезной точностью и тщательностью.

Поиск нового креативного хода, художественной идеи осуществлять художнику каждый раз все труднее. Гораздо легче пойти по проторенной дорожке и применять ходы, найденные и разработанные кем-то другим, или свои ходы, использованные в ранних произведениях, т. е. пойти по пути «трафаретного» искусства. Но такие произведения не есть продукт креативного художественного мышления, а лишь повторение своих или чужих идей, ходов, произведений. Намного труднее, мучительнее каждый раз заставлять себя искать новые, креативные ходы, но именно эти ходы дают возможность говорить о художнике как о человеке, мыслящем креативно.

Еще одна особенная черта креативности художника состоит в том, что креативные идеи мастер живописи создает в виде не вербальных, а визуальных образов. Поэтому до того, как написано произведение, а часто и после написания, художнику сложно выразить словами его художественную идею просто потому, что мыслилась она визуально. Перевод же визуального языка в вербальный требует особого таланта, не многие художники им наделены.

Создание живописного полотна есть процесс отношения художника и художественного материала, в котором обе стороны обладают равными правами и находятся в диалектической связи. Все этапы этого процесса требуют креативного подхода, поиска новых идей и предложений, которые каждый раз реализуются по-новому.

- креативность как профессиональная успешность. Важнейшим показателем креативности любого творческого человека, и художники здесь не исключение, выступает профессиональная успешность. Технологии успешного применения креативного качества красноярских художников в настоящее время самими мастерами живописи определяются как постоянное обучение, повышение планки мастерства и развитие креативного качества. Немаловажное значение, по мнению красноярских художников, играет и формирование лояльной публики, почитателей творчества художника, воспитание заказчиков живописных картин методами Public Relations, рекламы, формирование и поддержание спроса на произведения живописи и т.д. Поэтому современному художнику, чтобы стать успешным, почитаемым и «покупаемым» мастером, мало находить креативные ходы в области художественного творчества и оттачивать свое живописное мастерство. Требуется применение креативного качества в области менеджмента, маркетинга, рекламы, управления бизнес-проектами. По мнению одного из красноярских художников, успешный художник – это тот художник, у кого «мастерская пуста, потому что если мастерская заставлена уже готовыми работами, на которые нет спроса, такой художник непрофессионален».

Креативность в любую эпоху человечества выступала как необходимая составляющая деятельности архитектора. Однако в ранние эпохи (Древний Египет, Древняя Греция и Рим, эпоха европейского средневековья) креативное качество архитектора направлялось нормами и правилами канона, религиозной составляющей. В настоящее время креативное качество архитектора направляется посредством многочисленных СНиПов, условий, регламентаций. Также любой архитектор современности руководствуется принципом целесообразности, помогающим ему возводить жилые дома, удобные для проживания, храмы – в соответствии с особенностями религиозного ритуала, общественные здания – с учетом их прямого назначения.

В эпоху постмодерна основным содержанием и одновременно основным мотивом деятельности архитектора становится персонализм. «Это совершенно особый персонализм – не просто утверждение своего творческого «я» в ряду других, но реформация всей архитектуры на единственном, монопольном, персональном основании! Это действительно новое» [3, с. 454-456], полагает В.Л. Глазычев, известный современный архитектор и исследователь современных архитектурных тенденций. Таким образом, творчество в современной российской архитектуре, по мнению большинства исследователей, носит сугубо персональный характер, что является сравнительно новым явлением для отечественной архитектуры, которая долгие годы состояла на службе социалистического строя. Это объяснялось «наличием единой системы средств и методов строительства, последовательной типизацией не только жилых, но и гражданских зданий, промышленных и сельскохозяйственных сооружений, требованиями экономичности массового жилищного строительства и других крупных комплексов» [12, с. 275].

В настоящее время в Красноярском регионе существует реальная востребованность в деятельности архитектора. Однако приоритет экономических интересов заказчика вносит свои коррективы в креативную деятельность архитектора. Стремление инвестора к массовому жилому строительству, к экономии на социальной инфраструктуре существенно корректирует творческие возможности архитектора, перенося их в иные сферы: креатив в устройстве внутреннего пространства помещения, креативность подходов к фасадной отделке зданий. Тем не менее ощущается, что для развития архитектурного творчества необходимо появление инвесторов, заинтересованных в формировании и развитии современного облика города, стремящихся через конкретные объекты и комплексы создать городское пространство, удобное для проявления креативных способностей жителей этого города.

В современной экономической ситуации крупные проектные институты, которые в советское время занимались коллективной деятельностью, распались по объективным обстоятельствам, и на их месте возникло множество частных бюро, выполняющих функцию проектирования архитектурных сооружений. Такие творческие мастерские выступают местом наибольшей концентрации креативного качества современных архитекторов, выраженного в творческих идеях, которые впоследствии продуцируются и воплощаются в современном городском пространстве. Таким образом, первым аспектом творчества современного архитектора как креативного жизнеустроителя становится продуцирование креативных идей в области современной городской архитектуры. Важной характеристикой креативной идеи архитектора выступает необходимость соответствия строительным нормам и правилам. Поэтому, архитектор как креативный жизнеустроитель, помимо знания архитектурных традиций и возможностей их креативного воплощения, должен учитывать особенности утилитарного качества будущего произведения. Синтез художественности и утилитарности, важнейший компонент профессиональной креативности архитектора.

Еще один аспект применения креативного качества архитектора связан с личностью заказчика. Зачастую, проект, предложенный архитектором, «рожденный им в муках творчества, выстраданный им долгими ночами» оказывается непонятен заказчику, неудобен для жизнедеятельности заказчика. Особой статьей креативности архитектора является не просто креативное умение учесть пожелания заказчика проекта, «встать на его место», предположить в каком пространстве заказчику будет комфортно, но и умение презентовать свой проект заказчику, доступными для непосвященного в тонкости архитектурного дела человека, изложить суть и особенности проекта. Архитектор, креативность которого направлена только в сферу производства идей архитектурных сооружений и их макетирования, зачастую создает свои проекты, что называется, «в стол», не имея возможности их воплощения.

Тенденцией современного развития архитектуры является переход от строительства отдельных сооружений к комплексной застройке города. Проектные творческие мастерские предлагают заказчикам проект «жилого района», «административного комплекса», «культурно-развлекательного центра», «торгово-развлекательного комплекса», «мемориального комплекса» и т.д., синтезирующего в себе не просто несколько зданий, выстроенных в общей стилевой линии, но целый комплекс элементов, объединяющих различные функции, обеспеченных инфраструктурой. Проектирование отдельных общественных, жилых, торговых зданий ушло в прошлое, им на смену приходит строительство комплексных элементов городской среды, нацеленных на создание определенного настроения, позволяющих формировать определенные потребности у современного человека. Ключевым компонентом, требуемым современной социально-культурной ситуацией, является креативность, поэтому новые архитектурные комплексы, предлагаемые современными архитекторами, неизбежно вызывают к жизни креативное качество потребителей.

Таким образом, креативность архитектора как современного жизнеустроителя многогранна: это креативность творца идей в форме знаков архитектурного языка; креативность PR-специалиста, продвигающего свой креативный продукт, креативность менеджера, управляющего процессом реализации его креативной идеи; креативность дипломата, адвоката, ритора, умеющего прийти к соглашению с различными категориями людей – заказчиками, чиновниками, подписывающими разрешительные документы, строителями и т.д.

Традиционная классификация людей, работающих с компьютерами, сводится к противопоставлению Пользователь – Профессионал. Однако с точки зрения креативной составляющей в области информационных технологий такая классификация, хотя и может быть принята в качестве первичной, самой общей, не отражает все многообразие специализаций и аспектов деятельности человека занятого в сфере информационных технологий. Строго говоря, мы имеем дело с целым рядом специализаций как внутри класса Пользователь и внутри класса Профессионал, и в каждой из них реализуются свои креативные ходы.

В классе Профессионал выделяются следующие основные специализации с точки зрения, как должностных обязанностей, так и особенностей креативного качества:

- системный аналитик;

- системный архитектор;

- специалист по внедрению программного продукта («внедренец»);

- специалист по построению телекоммуникационных сетей («сетевик»);

- системный администратор;

- программист-универсал;

Специализация системного архитектора предполагает применение креативных возможностей в сфере систематизации и выстраивания данных. Название этой специализации говорит само за себя. Однако в отличие от архитектора, строящего жилые дома, общественные здания, мосты и т.д., системный архитектор выстраивает здания баз данных. Основная сфера профессионального креатива системного архитектора - выдвижение идей по объединению, систематизации, структурированию данных. Иногда необходимо систематизировать очень большое количество разнородных данных, свести и структурировать их по многим параметрам. Поэтому структурирование данных и соответствующее их размещение требует от системного архитектора не только присутствия мощнейшего рационального компонента, но и творческого подхода. Ведь от того, насколько удачно выстроены базы данных, напрямую зависит эффективность использования временных, человеческих, технологических, технических и иных ресурсов предприятием.

Специализация системного аналитика имеет свои сферы приложения креативных возможностей. Так, сферами, в которых реализуются креативные возможности системного аналитика, становятся: креативность в определении потребности, какого рода проекты необходимы для успешного функционирования той или иной организации, как выбранный проект может быть реализован, на каких технических средствах возможно оптимальное функционирование проекта и на каком программном обеспечении. Причем, зачастую это не только знание возможностей того или иного оборудования и программного обеспечение. Обязательными условиями в таких ситуациях являются способности к техническому творчеству – конструированию, а иногда, даже к изобретению. В современной российской действительности именно системный аналитик, как правило, является и руководителем проекта, поэтому необходимым для него становится проявление креативных способностей и в сфере менеджмента.

Специалист по внедрению программного продукта – еще одна специализация в IT-сфере, где наличие креативных способностей является залогом успешности. Профессионал, занимающийся внедрением нового программного обеспечения, несет ответственность за то, что люди, для которых он это делает, получат новые возможности в своей профессиональной деятельности (увеличение скорости процессов, сокращение числа документов, повышение эффективности трудозатрат и т.д.). В связи с этим его креативность проявляется, во-первых, в умении примерить на себя ситуацию в автоматизируемой организации и найти наиболее удобное решение оптимизации использования ресурсов организации. Это значит, что, например, он должен сделать так, что во время внедрения нового программного продукта, работа в организации не приостанавливается, старая система автоматизации продолжает функционировать, как минимум, в том же объеме и с той же скоростью, что и раньше. Во-вторых, креативность «внедренца» заключается в умении найти подходы не только к руководителю организации, принимающему решение о переходе о внедрении новой автоматизированной системы, но и к каждому работнику, который с новой системой впоследствии будет работать.

Еще одной креативной специализацией в IT-сфере является программист-универсал. Чтобы понять, что входит в его обязанности, обратимся к иерархии крупнейших компаний, например, таких как Microsoft. Нижним звеном специалистов крупной компании являются так называемые «кодеры», вводящие в компьютер условия технического задания. На ступень выше стоят программисты. Их задача заключается в том, чтобы разработать, составить алгоритм выполнения технического задания, передать его на разработку кодерам, а затем проанализировать полученный код. Над программистами - руководители проектов, которые разделяют проекты между несколькими программистами и затем обеспечивают объединение в один разработанных командами кодов. Глубина такой иерархии зависит от объема проекта и может достигать десятка ступеней. Программист-универсал – специалист, выступающий, как правило, руководителем проекта, но вполне могущий заменить собой любого из перечисленных сотрудников. По сути это специалист, который всю работу по созданию нового программного продукта может выполнить в одиночку. В нашей стране в современных условиях часто так и оказывается. Программные продукты разрабатываются или в одиночку, или небольшой группой единомышленников высокой квалификации и с высокими креативными способностями, а также с высокой степенью доверия друг другу. Эти люди не только работают вместе, степень их взаимного доверия настолько высока, что они большую часть личного времени также проводят вместе, находя интересные для всех членов группы хобби, позволяющие на короткое время отключиться от профессиональных задач. Условие такого хобби – необходимость включения человека целиком. Занятий, которые можно делать на автомате и при этом решать профессиональные задачи, для них не подходят. Поэтому выбираются хобби экстремальные – автомобильные гонки, парашютный спорт, горные лыжи и т.д. Включение нового человека в устоявшийся коллектив происходит крайне редко, и, как правило, если этот человек, обладающий необходимой квалификацией и развитыми креативными способностями, сумел войти в коллектив естественно, как бы незаметно, как будто он был среди них всегда, тогда группа принимает его. Если нет, он долго не задерживается.

Для всех креативных представителей IT-сферы свойственны следующие общие черты:

- независимость - личностные стандарты для них всегда важнее стандартов окружающих их людей;

- открытость ума;

- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте;

- самоуважение;

- предпочтение сложных задач;

- склонность к риску.

Интерактивный компонент: «Креативные аспекты профессиональной деятельности». Студентам предлагается перечислить креативные аспекты своей будущей профессиональной деятельности. На выполнение задания дается 10 минут, после листы с выполненным заданием собираются преподавателем, читающим лекции.

Итак, креативность – необходимый компонент деятельности специалистов IT-сферы. Недаром, Р. Флорида при определении уровней креативности в различных профессиях относит специалистов в области программирования к суперактивному ядру креативного класса.

Библиографический список

1. Бунин А. В. История градостроительного искусства/А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская. М., 1979, т. 1, 2.

2. Войскунский А.Е. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование/ А.Е. Войскунский, В.Ф. Петренко, О.В. Смыслова// Psikhologicheskii zurnal. -2003-01-31 PZH –No.001, Pages: 104-118.

3. Глазычев В. Л. Эволюция творчества в архитектуре/В.Л. Глазычев. – М.: Стройиздат, 1986. – 496 с.

4. Головина Л. И. Постмодернизм и проблема человека./Л.И. Головина// Философия образования, 2006, № 2.

5. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке/Н.В. Гончаренко. – М., 1991.

6. Ермилова Г. И. Постмодернизм как феномен культуры конца ХХ века. // http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Ermilova/

7. Жуковский В.И. Визуальная сущность религии: Монография / В.И. Жуковский, Н.П. Копцева, Д.В. Пивоваров; Краснояр. гос. ун-т. – Красноярск, 2006. – 461 с.

8. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: От «новой» архитектуры до постмодернизма. - М., Стройиздат, 1982. – 255 с.

9. Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм // www.philosophy.ru

10. Козловский П. Культура постмодерна/ П. Козловский.- М., 1997.

11. Компаньон М. Креативный подход в командной работе/ М. Компаньон, Дидье Нуарье. - М, Претекст, 2007.

12. Креатив как территория прогресса. Сибирь XXI века: Монография под ред. О.А. Карловой, 2007.- Красноярск, 2007. - 538 с.

13. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры / Пер. с чеш. В. К. Иванова; Под. ред. В. Л. Глазычева. – М.: Стройиздат, 1984. – 293 с.

14. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р. Флорида. – М.: Классика-XXI, 2005.

15. Чудова, Н.В., Долныкова, А.А. Психологические особенности суперпрограммистов// Психологический журнал. 1997. Т.18. N 1.

16. Эпштейн, М. Постмодернизм в России/ М. Эпштейн.- М, 2000.



Сейчас читают про: