· Behavior – поведение
· Джон Уотсон (1878-1958), Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990)
· «осознание, переживание, страдание» не могут быть научными, они субъективны (продукты самонаблюдения)
· Наука может оперировать представлениями, которые м.б. зафиксированы объективно
· Предмет психологии – поведение («поток сознания мы заменяем потоком активности»)
· Объяснять поведение, предсказывать и формировать поведение человека
· Большое влияние оказали работы В.М.Бехтерева и И.П.Павлова
· Активность (внешняя и внутренняя) описывалась через понятие реакция (изменения в организме, которые м.б. зафиксированы объективными методами)
· Схема S-R, (Д.Уотсон), характер реакции определяется только стимулом, затем схема S-O-R
· Задача научиться управлять поведением, Законы научения универсальны (результаты, полученные на животных, распространяли и на человека)
· Б.Ф.Скиннер – «оперантное научение» – поведение определяется не стимулом, а вероятными последствиями поведения (имея опыт, человек стремится воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать его, если последствия неприятные, т.е. вероятные последствия поведения управляют организмом)
|
|
· Можно управлять поведением, вознаграждая (положительное подкрепление) определенные способы поведения
· «Программированное обучение» – пошаговое овладение деятельностью с подкреплением каждого правильно сделанного шага
· Применение в педагогике, психотерапии (формирование нужных реакций и исправление ошибочных)
ü Гештальтпсихология
ü Нем. – «Психология формы»
ü М.Вертгеймер (1880-1943), К.Коффка (1886-1941), В.Келлер (1887-1967)
ü Гештальт – «целостный образ, форма, структура»
ü Целостный образ возникает сразу как целостность
ü Восприятие не сводится к сумме ощущений (пространство структурируется)
ü Фигура и фон (двойственные изображения – фигура и фон меняются местами), «переструктурирование образа»
ü Творческое мышление, внезапное открытие нового решения (озарение - инсайт) – проблемное обучение