Процесс освоения деятельности имеет две стороны: содержательную (знания) и процессуальную (упражнения, навыки, умения и привычки).
Упражнения – это целенаправленные, специально организованные и неоднократно повторяющиеся выполнения действия. Благодаря упражнениям происходит закрепление способа действий. Они необходимы не только для выработки умений и навыков, но и для их сохранения. Без специальных систематических упражнений умения и навыки разрушаются и исчезают.
Навык – это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Благодаря навыкам сознание освобождается от функции контроля за выполнением деятельности или поведения и полностью может быть направлено на достижение поставленной цели.
Существуют различные виды навыков: двигательные, сенсорные, сенсомоторные, интеллектуальные, поведенческие, гигиенические.
Этапы формирования навыков:
1. Ознакомительный этап. Создаётся ориентировочная основа для создания навыка. Обучающийся узнаёт где, когда и с какой целью будет применяться навык, знакомится с приёмами и способами его выполнения.
2. Подготовительный (аналитический) этап. Происходит овладение отдельными элементами навыка, сопровождающегося неумелыми действиями, лишними движениями, напряжением внимания, слабым контролем за его выполнением.
3. Стандартизирующий (синтетический) этап. Отдельные элементы объединяются и совершаются слитно как единое действие, устраняются лишние движения, происходит автоматизация и совершенствование навыка.
4. Варьирующий (ситуативный) этап. Характеризуется пластичным и гибким применением навыка в новых ситуациях.
Выполнение автоматизированных действий всё же сопровождается контролем. Особенно это ощутимо если приходится выполнять действия, доведённые до автоматизма, в изменившихся условиях (например, ходьба в темноте). Следовательно, всякое доведённое до автоматизма действие «берёт на себя долю сознательного контроля».
Выполнение деятельности всегда предполагает взаимодействие навыков:
1. «положительный перенос навыка» - положительное влияние, выражающееся в более лёгком и быстром овладении новым навыком (например, овладение игрой на втором музыкальном инструменте; изучение второго иностранного языка);
2. интерференция навыка – обратное, отрицательное влияние одного навыка на овладение другим (например, переучивание).
Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, иначе может произойти деавтоматизация – утрата лёгкости, быстроты, плавности выполнения действия (например, письмо после каникул; езда на автомобиле после длительного перерыва).
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Всегда опираются на знания. Умения бывают учебные, гигиенические, трудовые, спортивные, профессиональные и др. Умения образуются в результате координации навыков, объединения их в системы.
НАВЫК УМЕНИЕ УМЕНИЯ = ЗНАНИЯ + НАВЫК
Например: грамотное письмо = правила + навык письма
культурное поведение = нормы, принципы + поведение
Умение есть такое освоение деятельности, которое обеспечивает безошибочность и гибкость выполнения действия, гарантирующего надёжный планируемый результат. Отличительной особенностью умений является способность изменить последовательность выполняемых действий, характер операций без ущерба для результата. Умелый человек в разных, даже изменившихся ситуациях способен достичь высокого результата деятельности.
Привычка — это та часть деятельности человека, которая выполняется им механически, не преследует осознанной цели и зачастую не имеет продуктивного результата, т. е. не предполагает получение какого-то продукта. Привычками называют закрепившиеся в процессе деятельности и поведения движения, действия, приёмы и способы, осуществление которых стало для человека настоятельной потребностью. Если умение - автоматизированное действие, выполняемое с минимальным уровнем контроля сознания, то привычка - это внутреннее побуждение (потребность) индивида поступать (действовать, вести себя) определенным образом.
Физиологическую основу привычки образует динамический стереотип, формируемый как система условнорефлекторных связей в ответ на повторяющиеся условия.
Динамический стереотип – это достаточно устойчивое образование, и его «ломка» как изменение привычки может проходить весьма болезненно.
Привычки могут быть полезными и вредными. Они могу возникнуть как на основе специальных упражнений, так и случайно в результате подражания. Привычки могу быть деловыми, поведенческими, гигиеническими и функциональными.
Положительные привычки помогают человеку успешно выполнять деятельность, правильно вести себя в обществе, соблюдать моральные нормы, вести здоровый образ жизни. Отрицательные привычки, такие как курить, пить спиртные напитки, употреблять наркотики, сквернословить и т.п., пагубно влияют на человека, разрушают его психику и здоровье. Положительные привычки, чаще всего, приобретаются сознательно и целенаправленно. Отрицательные – случайно, непреднамеренно в результате подражания другим людям. Приобрести отрицательную привычку очень легко, а избавиться очень трудно.