Закон единства анализа и синтеза

Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, дополняются противоположными процессами — соединения, кооперации, интеграции и т.п., с другой.

Учет требований рассматриваемого закона необходим на всех этапах развития организаций живой и неживой природы, социальных систем.

Цель анализа систем — возможно более полное познание закономерностей их функционирования при существующей, заданной структуре. В основе анализа как способа познания лежит сой признак систем, как делимость.

Делимость систем, или их декомпозиция на элементы — простейшие части, очевидна. Говоря о декомпозиции, важно иметь в виду тот факт, что существует, как правило, более одного способа расчленения любой системы. Так, для социальных организаций экономист, социолог, психолог найдут свои способы декомпозиции, исходя из специфических целей исследования. В том случае использование аналитического метода связано с таким понятием, как «структура организации». Зная, что элементами организационной структуры социальной системы являются структура трудовых ресурсов, информационная структура, функциональная структура, структура формальной и неформальной организации, можно говорить об анализе данной систе­мы с точек зрения уже определенных теорий структур. Причем декомпозиция необязательно должна быть реальной, она может быть и концептуальной.

Изложенный выше подход более всего отражает методологию прошлого, используя которую пытались в сущности выводить свойства сложного целого из сумм свойств его простых элемен­тов. Кроме того, традиционный подход предусматривает изоли­рованное изучение частей и свойств целого (принцип «разделяй­те факторы по одному»), без учета того, что система в целом может иметь такие свойства, функции, цели, которые не прису­щи ни одной из ее подсистем.

Система — это такое целое, которое нельзя разделить на неза­висимые части, так как когда система расчленена, она теряет свои существенные свойства. По данной причине — и это главное — система есть целое, которое нельзя понять посредством анализа. Осознание этого факта — основной источник интеллектуальной революции, вызывающей смену эпох. Чтобы понять это поведе­ние и свойство системы, требуется не анализ, а иной метод.

Подобно тому, как анализ, или расчленение на части, был ключевым методом для века машин, ключевым моментом сис­темного мышления является синтез.

Синтез — это процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений, выделенных посредством анализа. Задача синтеза — спроектировать, построить такую структуру системы, при которой наилучшим образом будут реализованы заданные ею функции. Стадия синтеза относится к активной системосозидающей деятельности человека, будь то конструирование техни­ческих систем или разработка оптимальных иерархических структур управления социально-экономическими процессами.

В наиболее общей форме синтез новой системы включает три этапа:

1) определение всех необходимых функций, которые должны быть выполнены;

2) нахождение хотя бы одного безусловно осуществимого способа выполнения каждой функции;

3) нахождение такой схемы или модели, в рамках которой можно совместно выполнить отдельные функции для достиже­ния общих целей.

В свое время У. Эшби обратил внимание на Р. Фишера, пер­вого ученого, исследовавшего реакцию сложной системы не по­средством традиционного метода анализа-синтеза, не расчле­няя ее на простые части, рассматривая ее как единое сложное целое. Он принял эту сложность за существенное свойство, кото­рое нельзя игнорировать, и показал, как можно получить при этом ценную информацию. В качестве первого шага при осуществлении синтеза можно считать схему «черного ящика», где представлены все желатель­ные входы, все желательные выходы и все желательные опера­ции. Более того, на ней представлены все нежелательные входы, выходы и операции (рис. 7).

После того как составлена схема «черного ящика», можно приступить к изложению своего представления о способах осу­ществления каждой функции, используя функциональные стан­дартные блоки

Рис. 7. Метод «черного ящика»

Методология традиционного подхода предполагает вывод свойства сложного целого из суммы свойств его простых элемен­тов. При системном анализе само выделение элементов системы определяется исключительно изучаемыми свойствами целого. Эти свойства могут быть определены включением изучаемой системы в систему более высокого порядка. Поэтому при тради­ционном подходе порядок трех ступеней познания выглядит следующим образом:

1) декомпозиция того, что предстоит объяс­нить;

2) объяснение поведения или свойств частей, взятых по отдельности;

3) агрегирование этих объяснений в объяснение це­лого.

Системный подход меняет порядок трех ступеней:

1) иденти­фикация целого (системы), частью которого является интере­сующий нас объект;

2) объяснение поведения или свойств цело­го;

3) объяснение поведения или свойств интересующего нас объекта с точки зрения его роли или функций в целом, частью которого он является. В данной последовательности синтез предшествует анализу.

Анализ сосредоточивается на структуре, он показывает, как работают части целого. Синтез акцентирует внимание на функ­циях, он открывает, почему они (части) действуют именно так. Поэтому анализ дает знание, а синтез — понимание. Первый по­зволяет нам описать, второй — объяснить.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: