Принципы и виды правотворчества

Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену

Правотворческая деятельность современных цивилизованных государств осуществляется на базе принципов, представляющих собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности.

К принципам относятся:

1. Демократизм. Исключительного права издавать законы принадрежит народу путем референдума или через представительные органы власти. Процедуры обсуждения и принятия НПА, в особенности законов (гласность правотворческого процесса, участие граждан, их объединений в правотворчестве, использование института всенародных обсуждений законопроектов, освещение законотворческого процесса в СМИ. Обнародование принятых законов и иных нпа

2. Принцип Законности, предполагающий, что НПА: а.) издаются правомочными на то органами и должностными лицами; б) соответствуют Конституции страны и законам; в) принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами; г) внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указы, постановления, инструкции и т.д.), учитывают сложившуюся иерархию, или субординацию, действующих правовых актов;

.3. Принцип гуманизма, или соответствия правотворческой деятельности гуманистической природе права, означающий, что принимаемые правотворческим субъектом нпа призваны формулировать, защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, юридическими средствами (средствами правового регулирования) создавать условия и механизмы воплощения их в жизнь. Гуманистическая природа закона связана с его соответствием нравственным началам.

4. Гласность правотворчества выражается в его информационной открытости для общества, освещении правотворческой деятельности средствами массовой информации, обязательном опубликовании законов и нпа, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина.

5. Принцип системности предполагает, что вновь принимаемые акты должны "вписываться" в существующую систему законодательства, не противоречить действующим актам, не содержать коллизий, пробелов, дублирования и при этом должны использовать средства регулирования общественных отношений, присущие данной отрасли права.

6. П ринцип научности, П равотворчество призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке проектов НПА; использование в правотворчестве приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки

7. Оперативность правотворчества — необходимое условие эффективности правового регулирования. Она предполагает своевременность издания нормативных актов, недопущение положения, когда законы отстают от жизни.

Субъектами правотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица. В зависимости от этого следует различать следующие виды правотворчества:

1. Непосредственное правотворчество народа. Н-р, референдум - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Референдум может быть эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового урегулирования

2. Правотворчество государственных органов.

Это основной вид правотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют соответственно и юридическую силу принимаемого им нормативно-правового акта (законотворчество, подзаконное правотворчество)

3.Правотворчество должностных лиц.

должностное лицо — это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в негосударственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию.

Полномочия руководителей негосударственных организаций (хозяйственных, коммерческих, творческих и пр.) по принятию и реализации правовых актов вытекают из трудового, гражданского, финансового и другого отраслевого законодательства.

Правотворчеством является лишь деятельность должностных лиц по подготовке и принятию нормативно-правовых актов. Их правоприменительные акты к правотворчеству, естественно, отношения не имеют.

4. Санкционирование государством обычаев. Это могут быть нормы, признанные населением данной местности (местные обычаи) или сложившиеся в практике деятельности некоторых организаций (например, обычаи морского порта).

Государственное санкционирование обычая производится двумя способами:

а) путем указания на обычай в нормативно-правовом акте (отсылки к обычаю);

б) использованием обычая в качестве нормативной основы судебного решения.

5. Судебный прецедент в ряде стран.

6. Делегированное правотворчество — издание нормативно-правового акта по уполномочию, исходящему из закона, или по прямому поручению одного (вышестоящего) органа государства другому (нижестоящему) при сохранении определенной системы контроля со стороны вышестоящего органа за реализацией делегированных полномочий. Например, правотворчество органов местного самоуправления, передача полномочий общественным объединениям. За рубежом практикуется передача право издания законов парламентом исполнительной власти Но не допускается субделегация.

7. Законозамещающее правотворчество Президента (Указы по вопросам, не урегулированные законами)

8. Договорноное правотворчество.

9. Локальное – реализация правомочий на издание НПА отдельными организациями, учреждениями Приказы, уставы, правила и т. д. Издаются руководителем и имеют ограниченное действие. Для юридического действия уставов и положений необходима регистрация в соотв гос органе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: