Правотворчество и систематизация НПА

1. понятие и виды правотворчества

2. принципы правотворческой деятельности

3. основные стадии нормотворческого процесса

4. юридическая техника

5. систематизация законодательства

1.В узком смысле: правотворчество – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком: правотворчество – процесс начинается с момента замысла и до реализации юридической нормы. Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования. Правообразование – длительный процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознанием необходимости ее правового регулирования и заканчивая разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования – правотворчество. В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

1) обновление законодательства

2) издание новых НПА

3) устранение устаревших юридических норм

4) восполнение пробелов в праве.

ТАКИМ ОБРАЗОМ правотворчество – это специализированная деятельность компетентных органов, народа (при референдуме), по установлению норм права, их переработке и отмене.

В зависимости от субъекта правотворчества, данный процесс делиться на:

1) непосредственное правотворчество народа (референдум) – голосование граждан РБ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Референдум – эффективная разновидность правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций выявить отношение граждан страны по вопросу, вынесенному на референдум и принять по нему окончательное решение.

2) правотворчество госорганов – основной вид правотворчества, им занимаются почти все госорганы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий госорганов определяет и юридическую силу принимаемого нормативного акта

3) правотворчество должностных лиц. В широком плане должностное лицо – гражданин, занимающий определенную должность в органе госвласти и управления, либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать в соответствии с компетенцией правовые акты и обеспечивать их реализацию.

В зависимости от юридической силы правотворчество делится на:

· законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого издаются НПА высшей юридической силы – законы

· разработка подзаконных НПА

2.Правотворческий процесс основан на определенных принципах, т.е. на основополагающих идеях, руководящих началах, исходных положениях деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.

1) демократизм и гласность – для разработки и принятия привлекается большое количество граждан, трудовых коллективов, что выступает своеобразной гарантией антибюрократизма. Распространена практика всенародного обсуждения законопроекта при помощи СМИ

2) профессионализм правотворчества – этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом моделирования законопроекта.

3) законность правотворчества – все правотворческая работа должна осуществляться в рамках закона и прежде всего конституции, при этом четкое соблюдение порядка опубликования НПА. Законность правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники

4) научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Суть в том, что законопроект готовиться не сам по себе, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, а также политической обстановке и потребностей правового регулирования. Без связи с правоприменительными органами законодатель не будет знать результат своего труда, не сможет судить об эффективности принятого правового решения, корректировать свою работу

5) гуманизм правотворчества. Цель правотворчества – права и свобода человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общества в целом.

3.Правотворческая деятельность представляет собой процедуру, т.е. урегулированную правом определенную последовательность в совершаемых правотворческих действий и операций. В юридической литературе наряду с понятием правотворческий процесс употребляется законотворческий процесс. Понятие правотворческий процесс более широкое и распространяется на процедуру создания всех видов НПА, тогда как законотворческий процесс регламентирует процедуру принятия закона.

Основные стадии:

1) законодательная инициатива

2) обсуждение

3) принятие закона

4) опубликование и введение в действие

Законодательная инициатива – право органов, общественных организаций или лиц возбуждать переда законодательными инстанциями вопрос об издании, изменении или отмене закона. В соответствии со ст.99 конституции право законодательной инициативы принадлежит:

1) президенту

2) совету республики

3) депутатам палаты представителей

4) правительству

5) гражданам (не менее 5 тыс.)

Обсуждение законопроекта.

Подготовка проекта закона выносится на обсуждение национального собрания РБ от имени субъекта законодательной инициативы. Ст.100 конституции – любой законопроект сначала рассматривается в палате представителей, а затем в совете республики. В результате обсуждения законодательный орган может одобрить его, мотивировано отклонить, отложить принятие, возвратить на доработку или иное решение в соответствии с законодательством.

Принятие: ст.100 конституции – законопроект становится законом после принятия палатой представителей и одобрения совета республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. После этого закон президенту на подпись (10 дней). При несогласии с текстом президент возвращает его со своими возражениями в палату представителей. Если возражения президента преодолены не менее 2/3 голосов от обеих палат, то закон подписывается президентом в пятидневный срок.

Опубликование закона – доведение до всех сведения, через помещение в определенных печатных изданиях. В соответствии со ст.104 конституции законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не иной срок.

4.Юридическая техника – система средств и правил подготовки и упорядочения правовых актов, применяемое для обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний и форма соответствовали друг другу, чтобы не было неясности и двусмысленности. Юридическая техника призвана структуризировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. К техническим правилом юридической техники относятся:

1) ясность и четкость, простота языка правовых актов

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой

3) последовательность изложения правовой информации

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала

Юридическая техника делится на виды:

1) законодательная (правотворческая)

2) систематизация нормативных актов

3) учет нормативных актов

4) правоприменение юридической техники

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования, т.е. от издания НПА до принятия на их основе правоприменительных актов.

5.Систематизация НПА – упорядочивание НПА, приведение их в определенную систему. При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность и раздробленность НПА. Осуществляют систематизацию компетентные органы, отменяющие устаревшие нормы, устраняют пробелы в праве, а также проводят обновления в законодательстве. Все это обеспечивает удобность и доступность пользования правовым материалом. В науке и юридической практике различают 3 вида систематизации:

1) инкорпорация

2) кодификация

3) консолидация

Инкорпорация – вид систематизации, осуществляемый без изменений установленного ими содержания правового регулирования, в том числе объединенные в сборники, собрания в определенном порядке (ст.1 закона о НПА). При этом виде систематизации в текст нормативных актов вносятся официальные изменения, опускаются статьи, пункты, которые имели временное значение либо потерявшие силу. Инкорпорацию осуществляют госорганы, негосударственные организации и отдельные лица. В зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация – издание унифицированных сборников, собрание актов органами, принявшими эти акты. Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе.

Кодификация – вид систематизации НПА, сопровождающийся переработкой установленного ими содержания правового регулирования, путем объединения НПА в единый НПА, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на урегулирование определенной области общественных отношений. При кодификации происходит существенная переработка нормативно-правового материала, отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, а также противоречия между актами. В результате кодификации создается НПА. В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, правила, уставы и положения.

Консолидация. В процессе консолидации происходит объединение в одном акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому он носит только официальный характер, в этом проявляется сходство с кодификацией. При помощи консолидации преодолеваются множественность и разрозненность по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам.

Некоторые авторы (Дробяско С.Г.) выделяют в качестве самостоятельной систематизации свод законов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: