1. понятие и виды правотворчества
2. принципы правотворческой деятельности
3. основные стадии нормотворческого процесса
4. юридическая техника
5. систематизация законодательства
1.В узком смысле: правотворчество – непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широком: правотворчество – процесс начинается с момента замысла и до реализации юридической нормы. Правотворчество – составная часть более широкого процесса – правообразования. Правообразование – длительный процесс формирования юридической нормы. Он начинается с анализа социальной ситуации, осознанием необходимости ее правового регулирования и заканчивая разработкой и принятием юридической нормы. Последний этап правообразования – правотворчество. В процессе правотворчества реализуются следующие функции:
1) обновление законодательства
2) издание новых НПА
3) устранение устаревших юридических норм
4) восполнение пробелов в праве.
ТАКИМ ОБРАЗОМ правотворчество – это специализированная деятельность компетентных органов, народа (при референдуме), по установлению норм права, их переработке и отмене.
|
|
В зависимости от субъекта правотворчества, данный процесс делиться на:
1) непосредственное правотворчество народа (референдум) – голосование граждан РБ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Референдум – эффективная разновидность правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций выявить отношение граждан страны по вопросу, вынесенному на референдум и принять по нему окончательное решение.
2) правотворчество госорганов – основной вид правотворчества, им занимаются почти все госорганы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий госорганов определяет и юридическую силу принимаемого нормативного акта
3) правотворчество должностных лиц. В широком плане должностное лицо – гражданин, занимающий определенную должность в органе госвласти и управления, либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать в соответствии с компетенцией правовые акты и обеспечивать их реализацию.
В зависимости от юридической силы правотворчество делится на:
· законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого издаются НПА высшей юридической силы – законы
· разработка подзаконных НПА
2.Правотворческий процесс основан на определенных принципах, т.е. на основополагающих идеях, руководящих началах, исходных положениях деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.
1) демократизм и гласность – для разработки и принятия привлекается большое количество граждан, трудовых коллективов, что выступает своеобразной гарантией антибюрократизма. Распространена практика всенародного обсуждения законопроекта при помощи СМИ
|
|
2) профессионализм правотворчества – этот принцип прямо и непосредственно связан с качеством правотворчества. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом моделирования законопроекта.
3) законность правотворчества – все правотворческая работа должна осуществляться в рамках закона и прежде всего конституции, при этом четкое соблюдение порядка опубликования НПА. Законность правотворчества предполагает строгое соблюдение правил юридической техники
4) научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Суть в том, что законопроект готовиться не сам по себе, а при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, а также политической обстановке и потребностей правового регулирования. Без связи с правоприменительными органами законодатель не будет знать результат своего труда, не сможет судить об эффективности принятого правового решения, корректировать свою работу
5) гуманизм правотворчества. Цель правотворчества – права и свобода человека и гражданина. Право должно быть направлено на защиту интересов личности и всего общества в целом.
3.Правотворческая деятельность представляет собой процедуру, т.е. урегулированную правом определенную последовательность в совершаемых правотворческих действий и операций. В юридической литературе наряду с понятием правотворческий процесс употребляется законотворческий процесс. Понятие правотворческий процесс более широкое и распространяется на процедуру создания всех видов НПА, тогда как законотворческий процесс регламентирует процедуру принятия закона.
Основные стадии:
1) законодательная инициатива
2) обсуждение
3) принятие закона
4) опубликование и введение в действие
Законодательная инициатива – право органов, общественных организаций или лиц возбуждать переда законодательными инстанциями вопрос об издании, изменении или отмене закона. В соответствии со ст.99 конституции право законодательной инициативы принадлежит:
1) президенту
2) совету республики
3) депутатам палаты представителей
4) правительству
5) гражданам (не менее 5 тыс.)
Обсуждение законопроекта.
Подготовка проекта закона выносится на обсуждение национального собрания РБ от имени субъекта законодательной инициативы. Ст.100 конституции – любой законопроект сначала рассматривается в палате представителей, а затем в совете республики. В результате обсуждения законодательный орган может одобрить его, мотивировано отклонить, отложить принятие, возвратить на доработку или иное решение в соответствии с законодательством.
Принятие: ст.100 конституции – законопроект становится законом после принятия палатой представителей и одобрения совета республики большинством голосов от полного состава каждой палаты. После этого закон президенту на подпись (10 дней). При несогласии с текстом президент возвращает его со своими возражениями в палату представителей. Если возражения президента преодолены не менее 2/3 голосов от обеих палат, то закон подписывается президентом в пятидневный срок.
Опубликование закона – доведение до всех сведения, через помещение в определенных печатных изданиях. В соответствии со ст.104 конституции законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через 10 дней после опубликования, если в законе не иной срок.
4.Юридическая техника – система средств и правил подготовки и упорядочения правовых актов, применяемое для обеспечения их совершенства и повышения эффективности. Основным объектом юридической техники является текст правовых актов. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний и форма соответствовали друг другу, чтобы не было неясности и двусмысленности. Юридическая техника призвана структуризировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. К техническим правилом юридической техники относятся:
|
|
1) ясность и четкость, простота языка правовых актов
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой
3) последовательность изложения правовой информации
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала
Юридическая техника делится на виды:
1) законодательная (правотворческая)
2) систематизация нормативных актов
3) учет нормативных актов
4) правоприменение юридической техники
Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования, т.е. от издания НПА до принятия на их основе правоприменительных актов.
5.Систематизация НПА – упорядочивание НПА, приведение их в определенную систему. При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность и раздробленность НПА. Осуществляют систематизацию компетентные органы, отменяющие устаревшие нормы, устраняют пробелы в праве, а также проводят обновления в законодательстве. Все это обеспечивает удобность и доступность пользования правовым материалом. В науке и юридической практике различают 3 вида систематизации:
1) инкорпорация
2) кодификация
3) консолидация
Инкорпорация – вид систематизации, осуществляемый без изменений установленного ими содержания правового регулирования, в том числе объединенные в сборники, собрания в определенном порядке (ст.1 закона о НПА). При этом виде систематизации в текст нормативных актов вносятся официальные изменения, опускаются статьи, пункты, которые имели временное значение либо потерявшие силу. Инкорпорацию осуществляют госорганы, негосударственные организации и отдельные лица. В зависимости от этого она подразделяется на официальную и неофициальную. Официальная инкорпорация – издание унифицированных сборников, собрание актов органами, принявшими эти акты. Неофициальная инкорпорация может осуществляться научными и другими учреждениями, организациями, специалистами по их собственной инициативе.
|
|
Кодификация – вид систематизации НПА, сопровождающийся переработкой установленного ими содержания правового регулирования, путем объединения НПА в единый НПА, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на урегулирование определенной области общественных отношений. При кодификации происходит существенная переработка нормативно-правового материала, отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве, а также противоречия между актами. В результате кодификации создается НПА. В настоящее время наиболее распространенными формами кодификации являются кодексы, правила, уставы и положения.
Консолидация. В процессе консолидации происходит объединение в одном акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Особенность консолидации в том, что сводный акт принимается компетентным правотворческим органом, поэтому он носит только официальный характер, в этом проявляется сходство с кодификацией. При помощи консолидации преодолеваются множественность и разрозненность по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам.
Некоторые авторы (Дробяско С.Г.) выделяют в качестве самостоятельной систематизации свод законов.